жанр: прогрессивный рок
главные композиции: Learning to Fly, One Slip, On the Turning Away, Terminal Frost, Sorrow
Первый альбом Pink Floyd, изданный после ухода Роджера Уотерса из группы. Один из самых противоречивых в истории команды по сути не из-за музыки, а из-за разделившихся во мнениях поклонников, которые до сих пор устраивают постоянные дебаты, считается ли Pink Floyd без Роджера Уотерса Пинк Флойдом? Или не считаеся? Моё личное мнение - считается. Несмотря на моё преклонение перед Роджером и его великим вкладом в мировую музыку (ещё раз - с наступившим ДР, Роджер!), этот альбом - вообще один из моих любимых и входит в мою личную двадцатку.
Дэвид Гилмор пошёл на гигантский риск, решив возобновить деятельность команды, встав "у руля", в то время как звукозаписывающие компании боялись итогов этого действия и не дали группе аванс на запись альбома. Сам Роджер Уотерс, как известно, назвал альбом "суррогатом Флойд", состоявшим из двух оригинальных музыкантов, одного оригинального на "ставке сессионщика" и армии приглашённых музыкантов, в том числе и авторов песен. Ник Мейсон предполагал, что Гилмор больше всего боялся не того, что Уотерс не разрешит юридически использовать название Pink Floyd, а что просто без него ничего не получится. В результате - получилось. Это моё конечно же субъективное мнение. И я его обосную.
Безусловно, если бы Гилмор выпустил очередной сольный альбом, его не ждал бы такой коммерческий успех. Потому как что у него, что у Роджера в турах по их сольным альбомам 84 года постоянно были проблемы с продажей билетов - попросту не всегда залы были заполнены. Это можно было бы назвать, с одной стороны, сильным маркетинговым ходом - пустить мощную рекламу о новом альбоме Pink Floyd, продажи которого сходу полились большим потоком. Однако если бы там была пустышка, общего успеха никакого бы не было.
Потому что Pink Floyd были единым целым с несколькими важными составляющими, первым из которых был Роджер Уотерс - дирижёрская палочка, идеолог, текстовик, конструктор песен в общем смысле, экспериментатор, новатор... ну и, конечно же, композитор! Но за последнее отвечал далеко не он один в группе. Другая составляющая Pink Floyd осталась в ней - Дэвид Гилмор! Мастер мелодий и основной аранжировщик группы. Музыкально-мелодичная составляющая в группе осталась на месте и никуда не делась. Вопрос с текстами Гилмору пришлось решать наполовину самому, наполовину с помощью двух друзей - гитариста Фила Манзанеры из Roxy Music, а также мультиинструменталиста Энтони Мура.
Да, конечно, концептуальность и масштаб идей ушли вместе с Уотерсом. Но именно это сыграло роковую злую роль с Роджером: по сути длинные и монументальные концептуальные идеи в альбомах в коммерческом смысле остались в 70-х. В 80-х народ требовал более доступного подхода к песням. В этом выиграли Pink Floyd, сохранив музыкально-аранжировочную составляющую. В этом частично прогорел Роджер Уотерс с выпущенным в том же году альбомом Radio KAOS - концептуальной суховатой в музыкальном смысле работой с частично интересными песнями, про которую Гилмор пренебрежительно сказал: "много электроники, а музыки нет". Завершающим доказательством смены приоритетов стала большая разница между показателями: продажи альбомов и билетов на туры Уотерса были катастрофически ниже альбомов и билетов на тур Pink Floyd в поддержку этого альбома. Оба тура проходили примерно в одно и то же время. Pink Floyd сыграли на руку новые технологии: масштаб аренных-стадионных концертов был грандиозным. Помимо армады приглашённых музыкантов, на сцене группа постаралась совместить все старые фишки с прошлых альбомов... придуманных, правда, Роджером Уотерсом: световое шоу, надувная свинья, самолёт (в этом туре - кровать), которая летела через всю арену и взрывалась на сцене, и многое другое.
Сами песни на альбоме с музыкальной точки зрения отмечены классической фирменной гилморовской лиричностью-печалью, на которой строились ещё прошлые шедевры с участием его авторства - Dogs, Comfortably Numb, Wish You Were Here, Shine On You Crazy Diamond и другие. Открывающая альбом Signs of Life (где с музыкой Гилмору помог старый партнёр и муз. продюсер The Wall Боб Эзрин - его участие на этом альбоме в принципе сильно помогло группе держать музыкальную планку и уровень) - натуральнейшее пинкфлойдовское интро в лучших традициях прошлых альбомов.
Альбом "заводят" громкие и достаточно энергичные для ПФ-музыки, не побоюсь этого слова, хиты Learning to Fly и One Slip, приятно расслабляют такие грустные баллады, как On the Turning Away или инструментальная Terminal Frost, заставляют вздрагивают полуэлектронные The Dogs of War, Yet Another Movie, а финальная помпезно-мрачная Sorrow, которая может серьёзно вогнать в депрессию, доказывает, что с музыкально-аранжировочной точки зрения Pink Floyd даже тут сохранили некую концепцию. Конечно же масштабной фишкой большинства песен были всё те же фирменные и ядрёные соло на гитаре Гилмора, честно скажу, одни из лучших в его карьере - в тех же On the Turning Away и Sorrow.
Некоторым минусом альбома явилось отсутствие авторского начала Ричарда Райта - его щемящей за душу печали в плане атмосферы очень здесь не хватало, ибо он числился в то время в команде как простой сессионщик, а как автор и полноценный участник вернулся лишь к следующему альбому.
Из остальных музыкантов на альбоме участвовали со стороны истинные профессионалы. Сам Боб Эзрин вложил немалый вклад в клавишно-синтезаторную составляющую, а Ричарду Райту на помощь был приглашён Джон Карин, представитель молодого поколения клавишников, который умел обращаться с сэмплированием, также с синтезаторами помог известный участник и соавтор альбомов Мадонны Пэт Леонард. Один из лучших сессионных басистов Тони Левин здесь полностью сыграл все партии, а ещё и отличился отличным соло на безладовом басу в One Slip. Джим Келтнер и Кармайн Эппис помогали Нику Мейсону за барабанами. Скотт Пейдж, Том Скотт и Джон Хелливел помогли с саксофонами. И многие другие: бэк-вокалистки, дополнительные гитаристы, органисты, перкуссионисты.
Честно: для меня это истинный альбом Pink Floyd. Здесь три четверти группы, включая её главную мелодичную основу и гитарного аранжировщика Гилмора, тут их продюсер Боб Эзрин, тут их менеджер Стив О'Рурк. Тут есть всё и все... Да, кроме Роджера Уотерса. Ему тогда просто не повезло, что можно сказать. Реванш он сорвёт потом, правда, конечно, уже не на новом материале, а на удачных перевоплощениях старого пинкфлойдовского материала.
ССЫЛКА НА АЛЬБОМ ЦЕЛИКОМ НА ЮТУБЕ:
ССЫЛКА НА АЛЬБОМ ЦЕЛИКОМ В КОНТАКТЕ
Другие статьи про Pink Floyd:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.