Древние ведические тексты, в особенности "Бхагавад-гита", демонстрируют глубоко проработанное понимание природы реальности и процесса космического проявления. Центральное место в этой философии занимает понятие пракрити - первозданной, недифференцированной материи, служащей лоном творения.
Пракрити содержит в себе как мирские, так и возвышенные измерения. В обыденном аспекте пракрити включает в себя основные элементы земли, воды, огня, воздуха и пространства, которые в совокупности образуют ткань физической вселенной. Она также включает в себя тонкие элементы ума, интеллекта и эгоизма, которые образуют сферу мышления и психологии. Взаимодействие этих грубых и тонких компонентов является основой структуры проявленного мира.
Однако в "Гите" показано, что пракрити имеет гораздо более глубокое значение, чем её обычные элементы. Она описывает существование высшей, божественной Пракрити за пределами привычных границ материи, ума и эго. Эта высшая каузальная матрица содержит первозданную сущность чистого необусловленного сознания, которое служит разумным шаблоном для всего последующего творения.
Конечным источником этого божественного пракрити является махат-таттва, высший элементальный принцип, известный также как махад-таттва - Великий Элемент. Из этого неустранимого первозданного субстрата возникает пракрити в её двойственных аспектах - и как лоно божественной потенции, и как многообразная основа относительного существования. Из божественной Пракрити разворачивается множество плоскостей и явлений.
Всё многообразие мира исходит из одного безграничного источника, где сознание предшествует материи, а божественный разум руководит проявленным существованием. По благодати единый однородный дух кристаллизуется во множественности, давая начало эволюции. Индивидуальные души приобретают опыт на различных плоскостях проявления Пракрити, пока не наступает готовность к возвращению к единому источнику.
В космическом масштабе взаимодействие тройственных качеств Пракрити, называемых гунами, порождает весь спектр проявлений - от тонких вибраций до плотной материи. Этими гунами являются саттва (уравновешенная гармония), раджас (кинетическая энергия) и тамас (масса, инерция). Их замысловатый танец ткет ткань воспринимаемой реальности. Саттва развивает тонкие возможности, раджас придает динамизм, а тамас обеспечивает структуру. Непривязанный Божественный Свидетель субъективно наблюдает за разворачивающейся драмой.
С течением времени и причинно-следственной связи "действие-реакция" джива - воплощенная душа - постепенно освобождается от отождествления себя с ограничивающими формами и качествами пракрити. Сознательно поднимаясь за пределы буйства гун, возвышенные мудрецы приходят к непосредственному осознанию трансцендентного Я, существующего за пределами всех обусловленных матриц.
Провидческая концепция пракрити изящно объединяет метафизику, космологию, психологию и науку освобождения в единую многомерную линзу, раскрывающую природу Абсолюта, разворачивание творения, развитие самосознания и путь к духовной свободе.