Есть ситуации, когда предприниматель не получает удовольствия от своего дела. Или появились трения с партнерами, которые не получается решить с помощью компромисса. Тогда приходит время выйти из бизнеса: закрыть или продать.
Всем привет! Это сервис учета финансов для бизнеса ПланФакт. Рассказываем в статье, как выйти из бизнеса, чтобы остаться в плюсе.
Продажа партнерам, сотрудникам или конкурентам
Продать компанию или долю — это самый очевидный вариант, чтобы выйти из бизнеса. Но не самый простой, так как нужно найти покупателя и назначить подходящую цену, чтобы потом не пожалеть.
Если говорить про покупателей, то можно рассмотреть 3 группы:
- Партнеры по бизнесу. Если вам не хочется продолжать, а партнеры сохранили интерес, то продайте свою долю. Это самый простой и быстрый вариант. Потому что партнеры в курсе всех особенностей бизнеса, они не попросят бухгалтерскую отчетность, им не предстоит доказывать преимущества бизнеса. С другой стороны, они знают реальную стоимость дела и вряд ли предложат завышенную цену.
- Сотрудники. Иногда топ-менеджеры или сотрудники хотят купить бизнес, в котором работают. Они знают особенности процессов, но для них придется раскрыть финансовые показатели и другую важную информацию.
- Конкуренты и другие покупатели. Если не получается продать бизнес своим, то можно предложить покупку конкурентам или сторонним покупателям. Это более сложный и долгий процесс, так как покупатели начнут глубоко изучать все бизнес-процессы. Плюс этот вариант не подходит, если собственнику не все равно на бизнес и он хочет, чтобы сохранился бренд.
Когда появляется вопрос, как оценить бизнес, то некоторые эксперты рекомендуют простую формулу:
Чистая прибыль за год X 2 = стоимость бизнеса.
Еще можно посмотреть цену чистых активов после выплаты обязательств. Правда, бывает так, что стоимость на балансе гораздо ниже рыночной. В этом случае лучше заказать профессиональную оценку бизнеса.
Ликвидация бизнеса
Иногда бизнес проще закрыть, если он не приносит прибыль, а генерирует только убытки. Эксперты советуют рассмотреть возможность ликвидации через банкротство. Это довольно трудоемкий процесс, особенно для компаний, где есть кредиторская задолженность, а также не возвращены вложенные средства.
Этот вариант сопровождается общением с судами, приставами и кредиторами. Поэтому лучше обратиться к специалистам, которые помогут все грамотно оформить и избежать проблем. Но и надо учитывать, что если активы выставят на продажу, то их цена будет меньше, чем стоимость работающего бизнеса.
Особенности оформления документов
Процесс закрытия бизнеса — это всегда работа с документами. Закрыть или передать другому ООО довольно просто: все эти процессы заранее прописаны в учредительных документах и нужно следовать правилам. А вот с ИП история более сложная.
Если статус ИП оформлен на вашего компаньона, то будет трудно доказать, что вы имеете отношение к бизнесу и что вкладывали деньги в развитие. В этом случае лучше всего договориться и найти общий язык.
Если статус ИП принадлежит вам, то придется переоформить на партнера имущество, договоры, активы. Потом партнер должен сам пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и оформить онлайн-кассу. Потому что по закону бизнес закрывается вместе с закрытием ИП.
Как подготовить бизнес к продаже
Есть несколько моментов, которые нужно сделать перед продажей. Понятно, что нужно подготовить все документы, бухгалтерскую и финансовую отчетность. Покупатели будут это пристально изучать перед приобретением компании. Особенно тщательно изучают документы крупные структуры. Поэтому если в отчетах есть неточности, то с продажей будут проблемы.
Но при продаже появляется момент роли собственника. Если в компании ручное управление, а владелец бизнеса не умеет делегировать, и сам занимается операционным управлением, то такое предприятие трудно продать. Получается, что бизнес просто встанет, когда его купят новые владельцы, ну или заработает только через какое-то время.
И если держите в голове продажу бизнеса, то лучше заранее продумайте эти моменты:
- Сделайте прозрачные бизнес-процессы;
- Пропишите должностные инструкции;
- Сформируйте систему подготовки кадров;
- Создайте крепкую финансовую структуру.
Получается, что продать бизнес гораздо проще, если он может работать, когда собственника нет на месте. Например, руководитель спокойно уезжает в отпуск на 2 недели, а ничего не останавливается и работает. Такой подход в целом позволит комфортнее заниматься бизнесом и может защитить от необходимости продажи.
Что еще нужно сделать перед продажей бизнеса
Некоторые предприниматели думают, что если дела пошли не очень, то просто продаешь бизнес и проблема закрывается. Но это не так. Бизнес продают на волне успеха, то есть когда он приносит прибыль. А такое возможно, когда налажены бизнес-процессы, а у компании прозрачная финансовая модель, то есть собственники зарабатывают реальные деньги, а не потому, что не платят налоги.
Еще лучше обратиться к консультантам, которые проанализируют компанию, дадут рекомендации, назовут слабые и сильные места. На продажу надо выходить с полным объемом информации, чтобы ответить на все вопросы покупателей.