Расскажу как происходит тушение автомобиля на тренировках, и как это было у меня в жизни, на первом моем вызове на горящий автомобиль.
Сразу оговорюсь, что я ни в коем случае не считаю, что нас учили не правильно. Тот метод что мы отрабатывали применим и применяется, и в будущем, а особенно с пожарами в электромобилях придется бороться еще с большими ресурсами и усилиями.
Как было тушение горящего автомобиля на тренировке:
Машина (на фото ниже вы можете увидеть тренировочный автомобиль) вспыхивает реальным пламенем (пропан). Две пары с двумя рукавными линиями по команде капитана (между ними), делает шаг вперед и направляют струи в окно салона. По мере приближению к автомобилю струю меняют на конус и конус расширяют почти до 180 градусов (как бы водяной щит) под прикрытием этого щита капитан открывает и распахивает дверцу машины, одну линию меняют на прямую струю и направляют в салон, потом отходят шаг за шагом по команде, также постепенно меняя конус на прямую струю.
А вот как было на моем первом выезде на реальных пожар в автомобиле. Было это за день до Live burn training в академии. В четверг вечером лег спать часов в 10 и к одиннадцати уснул, а в час ночи проснулся от сигнала пейджера. Вскочил, быстр оделся и прослушал вызов: "горение автомобиля адрес ..." Быстро написал лейтенанту смс: "я выезжаю на место, возьми мою экипировку" (моя экипировка в депо и чтобы мне не пришлось терять время на поездку в депо, мы договорились заранее, что он закидывает мою экипировку в машину, а я еду на место). Сел в свой крайслер построил маршрут на навигаторе (13 минут) и поехал сначала по городу, а потом по извилистой двухполосной дороге между домиков, ферм в лесу. При выезде перевел пейджер в режим мониторинга эфира и я уже еду 5-7 минут, а в эфире тишина. Вызов был не только нашему депо, но еще и EMA (Emergency Management это департамент ЧС нашего округа). Но из них никто не сообщает что выезжают...Но и из нашего депо я не услышал, что кто-то выехал. А очень не хотелось приехать на место одному, без пожарной машины и экипировки. Начал звонить лейтенанту, но только я набрал его номер, как услышал что он сообщает диспетчеру что выезжает из депо на нашем Engine 1. Я сразу нажал отбой. Через несколько минут услышал что он прибыл на место, а мне оставалось ехать 5 минут. В эти 5 минут я услышал что он запрашивает еще поддержку от ЕМА и депо Белфаста, ЕМА опять молчало. Я старался ехать быстро как мог, на 10 миль в час более чем ограничение скорости. На дороге по которой я ехал ограничение скорости 45 миль в час (70 км/ч), я ехал почти 55 (в районе 90 км/ч). Вот Т образный перекрёсток со знаком STOP. Короткая остановка почти до ноля, и газ с поворотом налево. Вот с далеке уже мигают синие огни машин помощников шерифа и красные нашего пожарного автомобиля. Среди этих огней выделялись оранжевое пламя горящего автомобиля. Я остановил свой крайслер на обочине не доезжая места происшествия и побежал вперед к нашей автоцистерне. Увидел что в неглубокой канаве справа под прямым углом к дороге стоит зеленый пикап ниссан, девяностых годов выпуска, уткнутый капотом в забор из колючей проволоки, огораживающий луг. У пикапа в канаве пылала кабина и подкапотное пространство. Джейсон к тому времени уже надел дыхательный аппарат и размотал 100 футовую линию (30,5 м). Мы ее называем Трэш-лайн (мусорная линия). Это два рукава по 50 футов соединенные и подключенные с прикрученным стволом. Ее быстро можно развернуть и подать воду, как раз для тушения мусора, кустов или автомобиля, а вот в горящий дом или сарай с ней не зайдешь - коротковата, для этого есть две другие линии. Джейсон тушил пламя в кабине. Я подбежал к нашему пожарному автомобилю, распахнул дверцу, но моей экипировки внутри не было. Ну что ж. Пошел помогать тушить как есть, в джинсах футболке и кроссовках. Лейтенант попросил инструмент, Халлиган тул (Halligan tool - на фото ниже), я ему принес из машины, он начал им вскрывать капот, а я взял рукав и тушил, то кабину, сиденья, то направлял струю в сторону капота, на давно расплавившуюся панель приборов, то под днище машины если там начинало появляться пламя. Вскоре приехала пожарная машина из Белфаста с двумя пожарными, это был Билл седовласый и немного полноватый мужчина за 50 и Джессика довольно стройная девушка чуть за 30. Познакомился с пожарными из соседнего волонтерского пожарного депо. Мы еще не раз в будущем встретимся с ними на пожарах, то мы им поможем, то они нам. К счастью вода из их пожарного автомобиля и их помощь не понадобилась, к моменту их прибытия пламя было практически потушено, но мы еще проливали салон и подкапотное пространство. Двигатель очень долго оставался горячим и от него шел пар. В это время EMA готовы были выехать на танкере, но лейтенант отменил им выезд - уже не было необходимости. Также к нам приехал и шеф нашего депо Тим - военный пенсионер десантник. Подъехал также и State trooper - это полицейский штата. Они патрулируют шоссе, и скоростные магистрали которые находятся в ведении штата. Поскольку происшествие на дороге которая находится на содержании штата, а не округа, то оформлять и расследовать будет это ведомство. Я пожалел что не сделал снимок этого блюстителя закона. Он был как будто персонаж детективного комикса: строгое лицо с орлиным носом, как будто высечено из камня, никаких эмоций кроме холодной строгости, идеально отглаженная форма, ни одной мятинки, начищенная обувь. Он разговаривал с водителем и заполнял бумаги на планшете. Когда я ехал на этот вызов, то представлял что, поскольку это ДТП с возгоранием автомобиля, то внутри могут быть пострадавшие, и за то время пока мы приедем... Спасать будет уже некого, а вот в салоне может быть страшная картина. Но хозяин машины не пострадал, а стоял поодаль и наблюдал как мы тушили его машину. Как он объяснил, у него сломалось рулевое управление, машина свернула влево, а после того как уткнулась носом в канаву, еще и загорелась.
Мы постояли, убедились что ничего больше не возгорается, свернули рукавную линию, убрали инструмент и начали разъезжаться. Тим помог джейсону развернуться на этой двухполосной дороге, и мы трое поехали в наше пожарное депо. Я следовал за нашим пожарным автомобилем. Вернулись в депо, Джейсон подогнал машину к гидранту, я подошел
развернул 2,5 дюймовый рукав для заправки от гидранта. Заправили машину водой, поставили в депо и поехали по домам. С этого вызова я вернулся в 3 утра, до подъема оставалось 1,5-2 часа, уснуть у меня уже не получилось, а впереди был обычный рабочий день. Так бывает в реальности у волонтерского депо: на пожар едет один человек с пожарным автомобилем, и начинает тушить, в надежде что подъедет еще кто-то. В итоге может быть 2-3 человека, а потом возможно и другие депо подтянутся.