С 15 по 23 июля 2023 года в Санкт-Петербурге состоялось масштабное событие в культуре российского бонсай. Оно проходило в Ботаническом саду Петра Великого и началось в рамках Фестиваля японской культуры с красивым названием «Бамбук на ветру».
В эти дни в Северном дворе сада была развернута выставка «Русский бонсай», представленная известным российским художником Игорем Ислентьевым (Старый Оскол). Около десяти деревьев впервые в современной российской истории бонсай проделали столь протяженное путешествие, чтобы участвовать в выставке. Березы, яблони, боярышники, вишня антипка и другие деревья в авторских горшках художника были установлены на высоких стойках вокруг круглой клумбы, в центре которой возвышается памятник Петру Первому.
В эти фестивальные дни Игорь Ислентьев провел мастер-класс по формированию бонсай, он собрал много зрителей из числа посетителей сада и гостей фестиваля. Руководитель Клуба любителей бонсай Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Кэнгай» Анастасия Орлова показала великолепную презентацию об основах бонсай.
Выставка продолжалась в течение недели, плавно собрав к началу следующего уикенда вокруг себя участников очередного мероприятия - Международной научной конференции «Японские сады: ботаника, семантика, ландшафт», частью которой стала ранее заявленная конференция «Бонсай в России». В конференц-зале ботанического сада собрались участники прибывшие в Санкт-Петербург из Италии, Москвы, Новосибирска, Крыма, Старого Оскола, Саратова. Но еще большее количество заинтересованных лиц подключились к телеконференции мероприятия. Теплые слова приветствия сообщество получило из Испании, от Тамары Петровны Белоусовой, которая долгое время была хранительницей коллекции японских бонсай, подаренных СССР в 1976 году, а также стала основателем первого Клуба бонсай. Очень убедительно прозвучал доклад Елены Коровайной (Майкоп).
Интересно было обсуждать тему бонсай, которая постоянно звучала на конференции и привлекала всех ее участников. Профессионалы из ботанических садов Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Сочи, Екатеринбурга говорили об истории и архитектуре, принципах организации японских садов, основных растениях, которые используются в этой культуре, о бонсай и ниваки как части японской культуры.
Участники современного российского движения бонсай представляли разные стороны современного уровня развития бонсай в России и за рубежом. Обсуждались технологии выращивания и формирования деревьев, опыт создания питомников бонсай и сохранения ранних российских коллекций бонсай. Обсуждения касались содержания бонсай в различных регионах страны, способов получения материала для бонсай. На конференции поднимался вопрос о разнообразии керамики для содержания деревьев. Большой интерес вызвали вопросы организации клубного движения. Яркое выступление представителя Национального союза бонсай Италии Паоло Претеросси (Paolo Preterossi) открыло некоторые перспективы развития клубов бонсай в России и необходимости объединения их в национальную ассоциацию. На примере деятельности курсов бонсай в Нижнем Новгороде и Москве, которые сейчас проводит Паоло Претеросси, говорили об образовании (сертификации) в области бонсай.
Эти и другие темы звучали как в рамках конференции, так и на других мероприятиях, организованных сообществом в эти дни. Состоявшееся событие по праву можно назвать самостоятельным фестивалем – три дня были насыщены не только строго регламентированными выступлениями на конференции, но и свободным и очень интересным общением вокруг еще одной площадки – «шатра». В удобно и надежно установленной недалеко от выставки палатке практически нон-стоп проходили демонстрации первоначального формирования деревьев бонсай. На площадке работали Григорий Таран (Москва), Игорь Ислентьев (Старый Оскол), Александр Пожидаев (Крым), Паоло Претеросси (Италия). Демонстрации были очень зрелищными и собирали вокруг себя не только любителей и профессионалов бонсай, собравшихся в рамках фестиваля. Они привлекли внимание многих посетителей Ботанического сада, которые становились зрителями демонстраций, оживляя мероприятие самыми разными вопросами, выводя демонстраторов на рассказы о технологиях бонсай и собственном пути в этом непростом и глубоком хобби.
Некоторые посетители сада возвращались для участия в этом мероприятии на следующий день. «Шатер» в некоторые моменты становился тесным для собравшихся зрителей. На наших глазах многие посетители буквально искали возможности вхождения в сообщество бонсай Санкт-Петербурга. Визитки клуба были очень востребованы на этом мероприятии.
Кто-то очень удачно воспользовался присутствием такого количества профессионалов бонсай на площадке и привез старый замученный, но оживший в заботливых руках фикус «Тигровая кора». Фикус стал очередным незапланированным «актером» мероприятия. Владелице были даны разнообразные советы по формированию растения странной формы. Мы уверены, что она - будущий член сообщества «Кенгай», а фикус – участник очередных мероприятий клуба.
Во время самого широкого обсуждения перспектив российского бонсай поднимался вопрос не только о самих деревьях и керамике, как неотъемлемой части культуры «деревьев в плошках». Обсуждались перспективы будущих выставок бонсай самых разных уровней. Деревообработчики – это посыл к вам. Присоединяйтесь, к бонсайному движению. Скоро востребованными станут «столики» - подставки под бонсай «таку и джиита». Мастер-классы следующей встречи могут демонстрировать не только деревья, но и создание плошек, а также рассказ о разнообразии других атрибутов экспозиции бонсай.
Состоявшееся мероприятие, несомненно, первое в России столь масштабное и разнообразное по программе. Сложившийся формат и некоторые предложения по его развитию открывают перспективы продолжения этой традиции. Фестиваль состоялся, многие известные представители культуры бонсай посчитали невозможным для себя пропустить это событие. Сотни соотечественников впервые прикоснулись к этой культуре.
Ботанический сад Петра Великого в недрах своих коллекций имеет несколько исторических деревьев бонсай, происхождение которых может относиться к середине 20 века. В отсутствии специалистов по формированию, эти деревья в плошках рассматриваются как ботанические образцы субтропической оранжереи. В архивах сада наверняка есть документы об истории появления этих растений в России или художниках, причастных к их созданию. Взаимодействие и общий интерес сотрудников Ботанического сада Петра Великого и петербургского клуба бонсай «Кенгай» могли бы привести уже к следующему сезону к формированию отдельной экспозиции сада, посвященной демонстрации деревьев бонсай. Хотелось бы, чтобы они появились в ботаническом саду пусть не отдельным маршрутом, но хотя бы точкой на карте. Исследование истории этих деревьев, а также расширение коллекции за счет других известных образцов бонсай в России может положить начало создания на территории ботанического сада первого в России музея бонсай.
Уже во время этой встречи можно было наблюдать, как участниками фестиваля было оформлено хвойное дерево на островке в Японском саду. В ходе разговоров с сотрудниками сада стало понятно, что помощь специалистов по бонсай может понадобиться, например, и в формировании коллекции сакур, находящихся на территории сада.
Если описывать состоявшееся в эти дни в Санкт-Петербурге событие одним словом, можно сказать, что это праздник, повторения которого будут ждать очень многие. Усилиями организаторов мероприятие успешно состоялось и вписано в историю современного российского бонсай как наиболее крупное по разнообразию событий и кругу участников.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.