«Городок на реке» Александра Альтмана – это тихий провинциальный городок, уснувший на берегу спокойной реки. Светлые стены домов, розовеющие в лучах солнца, отливают нежным золотом в почти неподвижной глади воды. Зелень весенней травы радует глаз, но деревья еще в своем строгом послезимнем наряде. Нежная тишина, небрежно разбросанные блики солнца и покой, которой не тревожит человек.
Художник – «очарованный странник» в вечном поиске красоты
На его полотнах – скромные предместья Парижа, неторопливая жизнь французской провинции, томная нега Ниццы, строгость заснеженных Альп. И тонкая, еле уловимая грусть, которую трудно передать словами, но можно почувствовать в шелесте осенней листвы склонившихся до земли деревьев, в отблесках закатного солнца на глади водоема, в переливах снега, укрывшего дома в горной деревушке.
Сам художник – только восхищённый зритель. Но в его пейзажах природа танцует вальс – легко, непринужденно и немного меланхолично, погружая зрителей в состояние умиротворения. На полотнах нет изображений людей, нет «привязки» к месту и к эпохе, меняются лишь время дня и времена года. Эта атмосферность и вневремённость завораживает, дает ощущение покоя, привлекает поклонников пленэрной живописи и коллекционеров.
Сюжеты картины Александра Альтмана открыты и понятны
Но его биография запутана из-за сходства с известными однофамильцами, полна разноречивых дат и фактов. Исторические реалии превратили нашего героя в «забытого» импрессиониста, о котором знали за рубежом, но не в России.
Он родился в 1885 году в маленькой деревушке Соболевка
Бедняцкое происхождение и национальность не сулили перспектив, но начальная школа привила ему интерес к книгам, которые, возможно, и пробудили в мальчике чувство прекрасного и желание показывать мир по-своему. Он много читал и восхищался способностью авторов из слов создавать картины мира и новые смыслы, рисовать жизнь, показывая разные ее стороны и состояния.
Жажда чего-то большего, чем деревенский быт, заставила его уехать в Одессу. А счастливая случайность свела с художником, который познакомил его с азами живописи, разглядел способности и дал неожиданный для юноши из глухой провинции совет – ехать в Европу, чтобы учиться искусству. Александр брался за любую работу, экономил, копил и мечтал о том, что многие посчитали бы нереальным и сумасбродным. В 1905-м он добрался до Вены, оттуда – в Париж и… оказался на самом «дне» столичной богемы. Случайные заработки, ночлежки и походы в Лувр, где он пытался понять тайны мастерства художников прошлого, уловить их манеру и воплотить на бумаге свое видение известных шедевров. Голодная жизнь привела его на грань отчаяния, он очутился в больнице и… нашел своего первого мецената.
Барон Эдмон де Ротшильд
Не отличался деловой хваткой других представителей своей фамилии, зато следовал традициям благотворительности и финансировал многие богоугодные заведения, в том числе и больницу, в которой оказался Альтман. Он с детства увлекся археологией, искусством и изучением живого мира. А также искренне восхищался Рембрандтом, рисунки которого кропотливо собирал несколько десятилетий и впоследствии передал в дар Франции. В карандашном наброске Александра Альтмана барон разглядел главное: художественный темперамент, образное мышление, лаконизм и особый графический язык.
Ротшильд стал первым покупателем картин мастера, помощь филантропа дала художнику возможность закончить Академию живописи и скульптуры, провести в 1908 году первую персональную выставку, путешествовать и создавать новые полотна. Его талант раскрылся в импрессионизме, а страсть к пленэрной живописи и восхищение красотой природы позволили выработать собственный изобразительный стиль и занять видное место среди ведущих импрессионистов Франции.
Он так и не вернулся на родину, но его картины были знакомы российским поклонникам живописи, благодаря международным выставкам и Владимиру Издебскому, представлявшему на своих знаменитых салонах новейшее европейское искусство. Французы приняли и по достоинству оценили талант пейзажиста, а он в свою очередь, передал городу Креси-ля-Шапель коллекцию своих картин, заложившую основу музея, названного в его честь.
Автор: Живопись. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться