Найти тему
Живопись

Художник Александр Альтман: забытый импрессионист

Оглавление
«Городок на реке» Александра Альтмана – это тихий провинциальный городок, уснувший на берегу спокойной реки. Светлые стены домов, розовеющие в лучах солнца, отливают нежным золотом в почти неподвижной глади воды. Зелень весенней травы радует глаз, но деревья еще в своем строгом послезимнем наряде. Нежная тишина, небрежно разбросанные блики солнца и покой, которой не тревожит человек.
Альтман Александр, «Цветущий сад с деревьями летом», 1920-1925, холст, масло, 81,5 x 100 см
Альтман Александр, «Цветущий сад с деревьями летом», 1920-1925, холст, масло, 81,5 x 100 см
Альтман Александр, «Городок на реке», 1930-е — 1940-е, холст, масло, 73×92 см
Альтман Александр, «Городок на реке», 1930-е — 1940-е, холст, масло, 73×92 см
Альтман Александр, «Гора Сент-Виктуар», холст, масло, 89 x 115,5 см
Альтман Александр, «Гора Сент-Виктуар», холст, масло, 89 x 115,5 см

Художник – «очарованный странник» в вечном поиске красоты

На его полотнах – скромные предместья Парижа, неторопливая жизнь французской провинции, томная нега Ниццы, строгость заснеженных Альп. И тонкая, еле уловимая грусть, которую трудно передать словами, но можно почувствовать в шелесте осенней листвы склонившихся до земли деревьев, в отблесках закатного солнца на глади водоема, в переливах снега, укрывшего дома в горной деревушке.
Сам художник – только восхищённый зритель. Но в его пейзажах природа танцует вальс – легко, непринужденно и немного меланхолично, погружая зрителей в состояние умиротворения. На полотнах нет изображений людей, нет «привязки» к месту и к эпохе, меняются лишь время дня и времена года. Эта атмосферность и вневремённость завораживает, дает ощущение покоя, привлекает поклонников пленэрной живописи и коллекционеров.

Альтман Александр, «Пионы в саду», холст, масло
Альтман Александр, «Пионы в саду», холст, масло
Альтман Александр, «Интерьер с диваном», 1925, холст, масло, 146,1 x 113,7 см
Альтман Александр, «Интерьер с диваном», 1925, холст, масло, 146,1 x 113,7 см
Альтман Александр, «Кувшинки», 1920, холст, масло, 83 x 90 см
Альтман Александр, «Кувшинки», 1920, холст, масло, 83 x 90 см

Сюжеты картины Александра Альтмана открыты и понятны

Но его биография запутана из-за сходства с известными однофамильцами, полна разноречивых дат и фактов. Исторические реалии превратили нашего героя в «забытого» импрессиониста, о котором знали за рубежом, но не в России.

Альтман Александр, «Лето на юге Франции», 1920, холст, масло, 81,9 x 103 см
Альтман Александр, «Лето на юге Франции», 1920, холст, масло, 81,9 x 103 см
Альтман Александр, «Пейзаж у кромки воды»
Альтман Александр, «Пейзаж у кромки воды»
Альтман Александр, «Порт-дю-Миди с цветами и лодками», холст, масло
Альтман Александр, «Порт-дю-Миди с цветами и лодками», холст, масло
Альтман Александр, «Хризантемы», холст, масло
Альтман Александр, «Хризантемы», холст, масло

Он родился в 1885 году в маленькой деревушке Соболевка

Бедняцкое происхождение и национальность не сулили перспектив, но начальная школа привила ему интерес к книгам, которые, возможно, и пробудили в мальчике чувство прекрасного и желание показывать мир по-своему. Он много читал и восхищался способностью авторов из слов создавать картины мира и новые смыслы, рисовать жизнь, показывая разные ее стороны и состояния.

Альтман Александр, «Желтые деревья», холст, масло
Альтман Александр, «Желтые деревья», холст, масло
Александр Альтман, «Летний пейзаж», холст, масло
Александр Альтман, «Летний пейзаж», холст, масло
Александр Альтман, «В парке», холст, масло
Александр Альтман, «В парке», холст, масло

Жажда чего-то большего, чем деревенский быт, заставила его уехать в Одессу. А счастливая случайность свела с художником, который познакомил его с азами живописи, разглядел способности и дал неожиданный для юноши из глухой провинции совет – ехать в Европу, чтобы учиться искусству. Александр брался за любую работу, экономил, копил и мечтал о том, что многие посчитали бы нереальным и сумасбродным. В 1905-м он добрался до Вены, оттуда – в Париж и… оказался на самом «дне» столичной богемы. Случайные заработки, ночлежки и походы в Лувр, где он пытался понять тайны мастерства художников прошлого, уловить их манеру и воплотить на бумаге свое видение известных шедевров. Голодная жизнь привела его на грань отчаяния, он очутился в больнице и… нашел своего первого мецената.

Александр Альтман, «Осенний край пруда», около 1916-1920, холст, масло
Александр Альтман, «Осенний край пруда», около 1916-1920, холст, масло
Александр Альтман, «Женский портрет», 1919, холст, масло, 80,5 х 100 см
Александр Альтман, «Женский портрет», 1919, холст, масло, 80,5 х 100 см
Александр Альтман, «Цветущий сад в Каннах», холст, масло
Александр Альтман, «Цветущий сад в Каннах», холст, масло

Барон Эдмон де Ротшильд

Не отличался деловой хваткой других представителей своей фамилии, зато следовал традициям благотворительности и финансировал многие богоугодные заведения, в том числе и больницу, в которой оказался Альтман. Он с детства увлекся археологией, искусством и изучением живого мира. А также искренне восхищался Рембрандтом, рисунки которого кропотливо собирал несколько десятилетий и впоследствии передал в дар Франции. В карандашном наброске Александра Альтмана барон разглядел главное: художественный темперамент, образное мышление, лаконизм и особый графический язык.
Ротшильд стал первым покупателем картин мастера, помощь филантропа дала художнику возможность закончить Академию живописи и скульптуры, провести в 1908 году первую персональную выставку, путешествовать и создавать новые полотна. Его талант раскрылся в импрессионизме, а страсть к пленэрной живописи и восхищение красотой природы позволили выработать собственный изобразительный стиль и занять видное место среди ведущих импрессионистов Франции.
Он так и не вернулся на родину, но его картины были знакомы российским поклонникам живописи, благодаря международным выставкам и Владимиру Издебскому, представлявшему на своих знаменитых салонах новейшее европейское искусство. Французы приняли и по достоинству оценили талант пейзажиста, а он в свою очередь, передал городу Креси-ля-Шапель коллекцию своих картин, заложившую основу музея, названного в его честь.

Александр Альтман, «Набережная с виллой и цветущей магнолией», холст, масло
Александр Альтман, «Набережная с виллой и цветущей магнолией», холст, масло

Автор: Живопись. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться