Найти тему
Живопись

Как не спутать фламандских и голландских живописцев? А никак

Фламандская и голландская живопись 17 века представлена в Новом Эрмитаже единой анфиладой выставочных залов. Их экспозиции посвящены не разным школам, но конкретным художникам, их представлявшим. Что логично и нелогично сразу, ибо создаёт в головах посетителей известную путаницу.

С одной стороны, североевропейское изобразительное искусство имеет общий исток и единую изначальную идеологию. Более того: когда «молодые» «голландцы» оформились в самостоятельную школу, став внятной альтернативой и культурно-эстетическим противовесом «старым» традиционалистам-«фламандцам»,— и тем и другим всё равно пришлось выступать единым фронтом против итальянского влияния. Которое было особенно сильно на юге региона, а также среди богатейших элит и родовой аристократии. И далеко не каждый художник оставался холоден к высоким доходам и свято верен идеалам протестантского сопротивления. Так что колесившие по всему современному Бенилюксу и далеко за его пределами в поисках выгодных заказов художники регулярно заимствовали приёмы, методики, идеи «соседей», не видя в этом ни малейшего вреда ни личному, ни натальному живописному базису. В итоге целый ряд германских живописцев бывал «голландизирован» почище любых мастеров тонкой лессировки с юга Нидерландов! Спутать их работы с творениями «суровых романтиков» с побережья Северного моря — проще простого.

Бартоломей Бреенберг, «Проповедь Иоанна Крестителя», 1634, холст, масло, Метрополитен-музей искусств
Бартоломей Бреенберг, «Проповедь Иоанна Крестителя», 1634, холст, масло, Метрополитен-музей искусств

Да и вообще: это сейчас, в 21-м столетии, можно с умным видом классифицировать, вешать ярлыки, удобно «раскладывать» наследие творцов «по полочкам». А ведь сами голландские и фламандские мастера, жившие в 16-17 веках, понятия не имели о том, что их стили принципиально отличны. Принято считать, что более политизированные голландские мастера масла и кисти творили в более патриотичной и реалистической манере. Но вот Вам, дорогой читатель, хрестоматийный пример господина Бреенберга, который ломает стереотип. Этот талантливый художник начинал карьеру в архетипичнейшем голландском стиле, а потом на добрый десяток лет перебрался в солнечную Италию. По возвращению из которой позабыл-позабросил «северный авангард» и принялся творить в куда более обобщенной и мягкой манере. И кем же, с Вашего позволения, нам теперь считать герра Бреенберга? Голландским фламандцем? Фламандским итальяни́стом? Всё смешалось в доме Облонских... ©

Гиллис ван Конинкслоо, «Пейзаж со сценой из мифа о Латоне и ликийских крестьянах»,	XVI, холст, масло, Эрмитаж
Гиллис ван Конинкслоо, «Пейзаж со сценой из мифа о Латоне и ликийских крестьянах», XVI, холст, масло, Эрмитаж

С другой стороны, не различать и не классифицировать эти две школы просто нельзя. Иначе зритель неверно истолкует посыл художника, и смысл живописного полотна пройдёт мимо него. Там, где фламандцы предпочитали делать акцент на сюжете произведения, голландцы в первую очередь стремились показать красоту родного пейзажа. Другое дело, что политическое давление католической Испании не всегда позволяло им делать это открыто. Но знайте, дорогой читатель: если типичный «фламандец» ван Конинкслоо изобразил танцующих нимф и фавнов на фоне роскошной природы — он имел в виду именно древнегреческий миф. А вот если все то же самое, разве что в чуть более сдержанных и холодных тонах, написал «голландец» ван Пуленбург — знайте, что художник держал «фигу в кармане» и «троллил» идеологических противников, по мнению художника ведущих себя в его родной стране как шайка осквернителей-сатиров... Да, понимаем: отличия не бросаются в глаза, и вряд ли каждому посетителю дальнего крыла Нового Эрмитажа есть дело до скрытых смыслов родом из замшелого XVI века. Но если Вы, дорогой наш читатель, захотите блеснуть перед близкими, знакомыми или коллегами эрудицией в области старинной живописи Старого света — дарим Вам этот «лайфхак». Голландцы — это скорее всего про нравы и любовь к Родине; фламандцы — это явно про любовь к прекрасному и высокую эстетику, берегущую в себе традиции Возрождения.

Корнелис ван Пуленбург, «Фантастический вид на Кампо Вакчино с ослом», 1620, холст, масло, Лувр
Корнелис ван Пуленбург, «Фантастический вид на Кампо Вакчино с ослом», 1620, холст, масло, Лувр

Вот. А теперь — если не возражаете — давайте поиграем в нашу фирменную игру канала «Живопись». У нас в руках — каталог картин мастеров двух упомянутых выше школ, экспонирующихся в Эрмитаже. А у Вас, уважаемый читатель, выбор из ряда номеров от 1 до 69. В разделе комментариев Вы пишете нам свою любимую цифру в указанном диапазоне, а мы находим и публикуем соответствующую ей картину. Вот интересно, кто попадётся именно Вам? Завзятый эстет с юга или пламенный северный патриот? 😊 Приятного Вам просмотра!

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!