11 октября 1931 года в гости к Максиму Горькому в особняк Рябушинского на Малой Никитской улице явились высокие гости: Сталин, Ворошилов и Молотов.
Иосиф Виссарионович попросил хозяина что-нибудь прочесть. Горький прочёл гостям романтическую поэму "Девушка и смерть".
Чтение произвело на Сталина сильное впечатление. Он взял у Горького книгу, по которой тот читал, и написал следующий отзыв:
Обратите внимание, в скобках Сталин даёт объяснение: почему, по его мнению, "эта штука сильнее". Потому что любовь оказывается сильнее смерти. (В трагедии Гёте любовь побеждена гордыней Фауста, – Маргарита сходит с ума и убивает свою мать и свою дочь.)
То есть Сталин "Фауста" читал. В отличие от многих смеющихся над его простодушной фразой. (Дескать, ишь сравнил писульку какого-то мужлана, "пролетарского писателя", с великим Гё-о-оте...). А простодушная фраза содержала в себе интерпретацию и знание предмета.
Вот вы, друзья, читали "Фауста" Гёте? А Сталин читал.
Страшная мысль лезет в голову...
– Класс, встать!
Впрочем, ладно, садитесь...
Интересно, что в русской литературе ХХ века есть два других широко известных произведения, в которых откровенно цитируются сюжет и отдельные мотивы "Фауста".
Эти произведения принадлежат одному и тому же автору (но не Горькому), и Сталин этого автора знал и ценил. Следил за его судьбой, помог ему в тяжёлый жизненный момент... Этот автор в конце жизни даже написал произведение о Сталине, но опубликовано оно не было и широкой известности не получило...
Догадались?
Если нет, продолжим. Герой одного из этих произведений подобно Фаусту пребывает в депрессии. Эпиграфом к этому произведению является строчка из "Фауста": "Часть вечной силы я, Всегда желавший зла, творившей лишь благое". Влюблённую в героя этого произведения женщину тоже зовут Маргарита и её тоже (как и девушку, любившую Фауста) охватывает что-то вроде безумия.
Ну конечно...
Только Маргариту Гёте забирает к себе Бог (за свои страдания она попадает в рай несмотря на совершённые ею страшнейшие из злодейств), а вот никого не убившую Маргариту Булгакова забирает чёрт...
Дьявол дарит Мастеру и Маргарите сатанинскую пародию на Райский сад – ПОКОЙ.
Казалось бы – чего такого сатанинского в покое? Сидишь себе починяешь примус, думаешь о хорошем, плохое отфильтровываешь (оно от лукавого) а твои хорошие мысли, твои лучики добра, которые ты простираешь окрест, материализуются, материализуются... Вот прямо перед тобой в телевизоре, в прямом эфире.
Вспомним строчки Лермонтова из стихотворения "Родина":
Люблю отчизну я, но странной любовью,
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья...
"Полный гордого доверия покой" – это алиби труса и предателя. Боящийся боли, боящийся страха, боящийся борьбы, чувствующий свою слабость и ничтожность, выбирает "покой", прикрываясь "гордым доверием": "Там порешают, а моё дело крепче держаться за подлокотники перед телевизором и посылать лучики добра".
Покой – следствие равнодушия. Если не переживаешь за поступки и судьбу близкого человека, не споришь с ним до хрипоты, до битой посуды, до слетевших с петель дверей, значит, и не любишь. Или любишь – но "в плепорцию", как говорили герои Станюковича, не в ущерб собственному комфорту.
А что же второе произведение того же автора?
У Фауста был ученик по имени Вагнер. (Отставить, поручик Ржевский!) Этот самый Вагнер создал искусственного человека – Гомункулуса.
Гомункулус называет создавшего его Вагнера "папашей"...
А действие "Фауста" начинается с того, что Фауст и Вагнер подбирают на улице собаку!
...И приводят её домой.
Собака оказывается Мефистофелем.
Почему Булгаков доверил эту "столь высокую" роль люмпену? Ответ на этот вопрос вы найдёте в нашей заметке "Аннушка, разлившая масло".
Также не пропустите:
Почему Фагот-Коровьев в финале романа стал фиолетовым рыцарем?
Как я Сталина от сына защищал