Интересный разговор состоялся вчера на нашей страничке "ВКонтакте". "Кто такие русские?"
Началось с того, что я поделился сомнением: можно ли сказать современному ребёнку, например, "будь честным российским человеком"? Слишком много негатива связано у нас, взрослых, со словами "российский" и "россияне".
Тогда одна читательница (так и хочется написать "пожав плечами") предложила – а почему бы не сказать "будь честным русским человеком"? Вроде бы да, совсем другое дело. Но!..
Вот, допустим, у детского журнала, который мы делаем, много друзей-детей. И, читая их письма, я вижу татарские, латышские, еврейские, северо-кавказские (да, это не национальность, национальностей в одном только Дагестане больше ста) фамилии... Как с ними быть?
Другой читатель написал – ерунда, это всё тоже русские! И началось...
Беседа вошла в наезженную колею: "русский" – это существительное (с точки зрения грамматики – да) или "прилагательное", то есть определение некоторых свойств человека? Ведь вот Беринг и Беллинсгаузен – русские мореплаватели (при том, что Беринг и по-русски-то не говорил), Багратион и Баграмян – русские полководцы, их объединяет и делает русскими служение России.
А если человек не служит государственным интересам? Если он токарь, пекарь, ветеринар, художник театральных декораций, автомеханик, пенсионер? Ребёнок?
Или другое "если" – а если он... плохой человек? Казнокрад, коррупционер? Тогда "не русский"?
Что же объединяет людей? Язык? Религия? Территория? Историческая судьба? Общий враг, война? На каждый аргумент находятся контраргументы. Очень важным фактором единения является бытовая культура (снимать обувь в комнатах или не снимать, участвовать в спорах "на квасе или на кефире" или не понимать их смысла), но и она у разных "социальных слоёв" была и остаётся разной... И так далее.
Я придерживаюсь (не "отстаиваю", а именно "придерживаюсь") такой точки зрения: всё вышеперечисленное имеет значение, но в разных ситуациях что-то выходит на первый план, а что-то отступает.
Если идёт война с немцами, поляками, шведами, на первый план выходят общий враг, историческая судьба и... язык! А если идёт Гражданская война, фактор языка исчезает.
И вот тут самый интересный для меня вопрос – а какой фактор важен сейчас, сегодня?
Я могу сказать лишь "как мне хочется, чтобы было".
Русские – это те, кто занят воссозданием России. Её "реанимацией". Россия "исчезала на время" ("затаивалась"), но сейчас остановилась на краю пропасти. Стало "доходить" – и до простых людей, и до некоторых чиновников, и до "пассионариев", которые получили возможность действовать, – "благодаря" войне и "благодаря" тому, что она тяжело складывается. (Всегда, когда тяжело, вспоминают об Илье Муромце, которого прежде, пока было легко, в подвале на цепи держали.)
Это происходит не только на войне, конечно, и не только под влиянием благих побуждений. Побуждения могут быть разными: скажем, условно говоря, бизнесмен, два года назад прикупивший заводик по производству противопылевых масок, сегодня вложится в производство военного снаряжения или оборудования. Не потому что он хороший, а потому что "ситуация изменилась".
"Воссоздание России" – это снова начать учить детей. Не следуя указаниям "западных партнёров", как это было последние 25 лет, а следуя указаниям ума и сердца. (Например, вчера в программу школьной внеурочной деятельности лапту ввели. Хорошо, только обеспечьте и проследите, чтобы дети это "бейсболом" не называли.)
"Воссоздание России" – это снова начать лечить людей. Не следить за соблюдением протоколов лечения ВОЗ, будь он проклят, а следить за лечебными практиками врачей, у которых получается не "соблюдать", а вылечивать (документальный фильм Аркадия Мамонтова "Антидот" смотрели? Посмотрите, наберитесь терпения.)
"Воссоздание России" – это большая важная работа для "творческой интеллигенции". Граждане коллеги, кто ещё не в Израиле! Продавайте свои "заводики по производству масок" хотя бы на металлолом и поспешайте за уходящим поездом! (А то какие там в Израиле сборы...) Мы уже писали, что в создании того образа России, который сегодня понятен и дорог сердцу каждого русского человека (гармошка-балалйка, берёзка, самовар, Иван-Царевич и Баба Яга) не просто огромную, а решающую роль сыграла "творческая интеллигенция" второй половины XIX века: художники, писатели, музыканты и режиссёры. Они показали нам Россию, а показать часто важнее, чем объяснить. Пора браться за это дело снова!
В своём малом деле мы (в журнале "Лучик") руководствуемся именно этой "сверхзадачей". С чего начать воспитание детей – после того, как этим четверть века не занимались или занимались "разнообразные не те"? За что хвататься в первую очередь?
Вроде бы ответ на поверхности (для нас, взрослых) – за патриотическое воспитание. (Именно этим и занялось правительство, повелев после начала "спецоперации" ввести в школах "Разговоры о важном".) Но нет ли в кажущейся простоте подвоха?
Любой психолог вам скажет: когда человек взволнован, ему НЕЛЬЗЯ говорить "успокойся". Взволнован он, потому что эндокринная система "впрыскивает в кровь" гормон кортизол, сознание в этом не участвует. Нужно "переключить внимание", создать ситуацию, которая отвлечёт человека от его обстоятельств. А от чего нам надо "отвлечь" детей и на что их надо "переключить"? Что делает их "непатриотами"?
Массовая культура потребления и идеология "успешности" (а значит – эгоизма и зависти: "У Пети вон какая мобила", "У Тани вон какие родители богатые").
На что переключить? На то, что более интересно (а поэтому – важно). А что же может быть интереснее "мобилы"? Мы не стали полагаться на интуицию, а обратились к родителям первых читателей первых номеров нашего журнала с просьбой: "Присылайте нам каверзные вопросы ваших детей, на которые вы затруднились или не смогли ответить".
И когда таких вопросов скопилось много, мы уже знали, что делать. (Дети спрашивали: "Почему у Мальвины волосы голубые", "Как устроена бесконечность", "Откуда в бочке с водой заводятся червячки", "Зачем надо ходить в школу и со всеми там дружить" и так далее.)
Понимаете? Это "типовые вопросы", на которые дети обычно не получают ответов. И тогда, не получив ответов, дети переключаются на "мобилы"...
(Кстати, на приведённые выше вопросы мы ответили. Для ответа на последний понадобилось два года.)
В своих самых радужных, прекрасных мечтах мы видим русскую нацию как общность любознательных, пытливых, думающих людей. Им интересно друг с другом и они держатся вместе – именно поэтому. Когда вокруг озабочены "выбором пола" или выбором "гаджета", а им это НЕИНТЕРЕСНО. И они ищут тех, кому интересно, "как устроена бесконечность", и находят. И собираются вместе.
Собираются в шепотку, потом в кулак, а потом у них рождаются свои дети, и они оказываются – нацией.
Если бы ещё кто-то помогал... Нам помогают, конечно, но "не в таком масштабе". А если бы эта мечта была не только нашей, но и (секунда юмора) мечтой Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, мечтой Министерства просвещения, мечтой Министерства культуры...
Ладно, хватить мечтать. А то работать некогда. 😊
Читайте также:
Кто такие русские? Об одном невольном эксперименте
Как придумывали Россию? (ссылка исправлена)
Подписка на журнал "Лучик": https://podpiska.pochta.ru/press/П5044
Для жителей Крыма и Новоросии: https://2021.lychik-school.ru/subscribe-form/ (По этой же ссылке можно оформить подписку на электронную версию журнала.)