Приветствуем, друзья! Как вам новость, что в программу обучения водителей категории СЕ войдут новые предметы? Сами в шоке! Давайте уточнять, к чему это приведет.
Может, к хорошему? Поехали!
Сроки обучения
Итак, конечно, их увеличат - с 240 часов (как сейчас) до 300. Эксперты из Российском автотранспортном союзе (РАС) уточнили, что запланировали впихнуть в эти самые 60 допчасов. Кстати, скоро их инициатива будет рассмотрена в Правительстве РФ.
Среди дополнительных предметов фигурируют:
- Основы безопасности дорожного движения;
- Размещение и крепление грузов;
- Оформления накладных и иных документов.
Инициатива преследует благую цель - сократить число аварий с участием грузовых машин. Так что будущим владельцам прав категории СЕ (ТС от 3,5 тонн и выше и прицепом весом более 750 кг) придется потратить на учебу не 240, а 300 часов.
Со статистикой не поспоришь. В 2023 году ГИБДД зафиксировала резкий рост ДТП с участием водителей фур. К примеру, с 1 января по 31 мая текущего года зарегистрировано 6 300 аварий. В 2022 году этот показатель был на уровне 6 000 аварий. Показатель смертности также подрос - с 1 367 до 1 513 человек. Грустно, господа!
Решить проблему должны «Основы безопасности дорожного движения» и «Основы размещения и крепления грузов». Почему бы и да. И ведь сейчас, обучаясь на водителя крупнотоннажного грузовика, учителя по умолчанию предполагаю, что студент ПДД знает. А вот знает ли на самом деле?
Статистика ГИБДД показывает, что не очень. К тому же новый учебный предмет акцентирует внимание на вопросе безопасности, что неплохо в связке с уже имеющимися дисциплинами — основы управления ТС, а также устройства и обслуживания грузовиков.
ОБДД
Что-то типа ОБЖ для школьников, но с прицелов на дальнобоев. Основы безопасности дорожного движения призваны приучить новичка к алгоритмам в стрессовой, опасной или нестандартной ситуации. Один из авторов курса, генеральный директор ТК «ПЭК» Вадим Филатов, пояснил, что водитель, например, поймет, как поступить при обнаружении препятствия на дороге, что поможет верно оценить его габариты, пути ухода от столкновения, длину остановочного и тормозного пути и т.д. Полезно? Да!
Особый акцент надо сделать на заднем ходе и маневрировании в ограниченном пространстве, пояснил топ-менеджер ТК «ГЛТ» Павел Горбунов.
Неплохо было бы ознакомить водителей с работой современных систем круиз контроля, датчиков измерения расстояния в потоке, систем оповещения заносах и других техническим новшеств, пожелал глава отдела «Водительский вопрос» компании Dentro Олег Рогачев.
Так, фирма часто работает по доставке своей продукции на расстояние от 8 000 км и более. А ведь ТТХ дорожного покрытия в РФ разные - от идеального западе до никакого где-нибудь на зимниках Якутии. Климат везде отличается. А это заставляет водителя ориентироваться в нюансах комплектации продукции, очередности погрузки и выгрузки, мониторинге риска превышения нагрузки на ось.
Отдельный блок в новых предметах - это оформление и подготовка документов на груз, уточнил вице-президент РАС Валерий Алексеев.
Курс поможет будущим дальнобойщиком без ошибок освоить навыки заполнения ТТН, акты утраты, порчи или повреждении груза. Особенности заполнения накладных, как в бумажном, так и в электронном виде.
Тонкий момент
Информация к размышлению. Срок обучения водителей может увеличиться до 300 часов. Теория со 140 часов вырастет до 146, а практика с 114 до 154. На фоне дефицита кадров в ТК на уровне 21% не роскошь ли задерживать на время обучения нужных профи?
Как одну из мер преодоления “кадрового голода”, авторы курса предложили обучать русскому языку мигрантов-водителей.
Но есть вопросы к инициативе методистов из РАС и экспертов отрасли. Например, президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин считает, что нельзя допускать к экзаменам студентов, пропустивших более 15% лекций и практики.
Нет блоков, посвященных отработке экологичного и экономичного вождения, особенностям разных видов грузов, режиму труда и отдыха.
Другой специалист размышляет, как скажется новая учебная программа на стоимости обучения. Гендиректор школы «АвтоДрайвер» Михаил Бородачев, заявил, что удорожание снизит число желающих получить права СЕ. Средний чек на услуги автошкол с 40 000 рублей подрастет до 60-70 000 рублей.
Нет учеников, нет водителей. Все логично. Чтобы разорвать этот порочный круг нудно проработать механизмы софинансирования образования со стороны крупных игроков логистики. Они могли бы взять на себя часть расходов своих будущих работников, предложили эксперты.
Желаем всем терпения и удачи!