Это мышление, поведение ребенка, когда он проявляет себя беспомощно, пассивно, не пытаясь улучшить негативный момент.
Например, у ребенка промокли ноги. Он сообщает об этом взрослому и ждет, что ему помогут, оставаясь при этом абсолютно безучастным. Ребенок собрал чемодан и ждет, что кто-то придет, снесет вещи с лестницы. При этом не говорит о своей потребности, не просит о помощи. Потеряв вещь, просто сообщает об этом взрослому, не предлагает вариантов, где и как ее найти. Наша задача, как инструкторов, выработать у ребенка активную деятельность. Чтобы он не просто констатировал проблему, а искал варианты ее решения. Например, попросил пакеты, чтобы надеть на промокшие ноги, а сверху натянуть носки. Как правило, эта беспомощность формируется, когда ребенка «спасают» дома. Потерялся пенал или учебник, забыл расписание, не знает домашнего задания и т.д.
Вместо того, чтобы отдать ребенку ответственность за проблему, спросить, как он может ее решить, что необходимо предпринять, родители начинают «спасать» ребенка.
Сами предлагают пойти в магазин и купить новую вещь, взамен утерянной, звонят учителю, уточняя заданное или просят выдать новый учебник.
Такая позиция родителей учит детей выученной беспомощности, а не самостоятельности.
Ребенок не учится в ситуации, если забирают его ответственность и начинают действовать за него.⠀
Если не менять его отношения за действия, поступки, бездействие, то так и будет продолжаться всю жизнь.
Поэтому, прежде чем идти на помощь дочке или сыну, остановитесь.
Досчитайте до 10.
Спросите, что следует предпринять в этой ситуации, как вы можете помочь.⠀
И пусть, на ваш взгляд, его действия сначала будут не продуктивными, не критикуйте, не говорите, что придумал ерунду.
Похвалите предложенный им вариант. Уточните, сможет ли он это сделать сам.
Если ребенок говорит да - отходите в сторону, уточнив количество требуемого ему времени. А потом спросите у него о полученном результате.⠀
Если говорит нет, спросите какая помощь нужна.⠀
Главное, не давайте ему готовых ответов и решений, не начинайте «спасать». Дайте возможность ребенку вырасти, проявить свою самостоятельность. Первое время это дается тяжело и ребенку, и родителям. Но результат приятно удивляет.⠀
В наших путешествиях и поездках с детьми нам важно показать не только широту нашей страны, но и дать им возможность побыть самостоятельными: готовить себе еду, покупать продукты, планировать день, решать мелкие бытовые вопросы.
И все это происходит в безопасном и поддерживающем пространстве.⠀
А для родителей наши выезды и туры возможность увидеть своего ребёнка со стороны, понять как много он всего умеет и может.