Найти тему
followheart

Слышали о выученной беспомощности? А мы часто ее наблюдаем во время поездок с детьми.

Это мышление, поведение ребенка, когда он проявляет себя беспомощно, пассивно, не пытаясь улучшить негативный момент.

Например, у ребенка промокли ноги. Он сообщает об этом взрослому и ждет, что ему помогут, оставаясь при этом абсолютно безучастным. Ребенок собрал чемодан и ждет, что кто-то придет, снесет вещи с лестницы. При этом не говорит о своей потребности, не просит о помощи. Потеряв вещь, просто сообщает об этом взрослому, не предлагает вариантов, где и как ее найти. Наша задача, как инструкторов, выработать у ребенка активную деятельность. Чтобы он не просто констатировал проблему, а искал варианты ее решения. Например, попросил пакеты, чтобы надеть на промокшие ноги, а сверху натянуть носки. Как правило, эта беспомощность формируется, когда ребенка «спасают» дома. Потерялся пенал или учебник, забыл расписание, не знает домашнего задания и т.д.

Вместо того, чтобы отдать ребенку ответственность за проблему, спросить, как он может ее решить, что необходимо предпринять, родители начинают «спасать» ребенка.

Сами предлагают пойти в магазин и купить новую вещь, взамен утерянной, звонят учителю, уточняя заданное или просят выдать новый учебник.

Такая позиция родителей учит детей выученной беспомощности, а не самостоятельности.

Ребенок не учится в ситуации, если забирают его ответственность и начинают действовать за него.⠀

Если не менять его отношения за действия, поступки, бездействие, то так и будет продолжаться всю жизнь.

Поэтому, прежде чем идти на помощь дочке или сыну, остановитесь.

Досчитайте до 10.

Спросите, что следует предпринять в этой ситуации, как вы можете помочь.⠀

И пусть, на ваш взгляд, его действия сначала будут не продуктивными, не критикуйте, не говорите, что придумал ерунду.

Похвалите предложенный им вариант. Уточните, сможет ли он это сделать сам.

Если ребенок говорит да - отходите в сторону, уточнив количество требуемого ему времени. А потом спросите у него о полученном результате.⠀

Если говорит нет, спросите какая помощь нужна.⠀

Главное, не давайте ему готовых ответов и решений, не начинайте «спасать». Дайте возможность ребенку вырасти, проявить свою самостоятельность. Первое время это дается тяжело и ребенку, и родителям. Но результат приятно удивляет.⠀

В наших путешествиях и поездках с детьми нам важно показать не только широту нашей страны, но и дать им возможность побыть самостоятельными: готовить себе еду, покупать продукты, планировать день, решать мелкие бытовые вопросы.

И все это происходит в безопасном и поддерживающем пространстве.⠀

А для родителей наши выезды и туры возможность увидеть своего ребёнка со стороны, понять как много он всего умеет и может.