Найти тему
Познающий

Вы уверены, что вами не манипулируют? 6 простых и самых распространённых примеров манипуляции

Оглавление

Мы можем даже не осознавать этого, но люди почти всё время пытаются нас контролировать и нами манипулировать. Манипуляции могут принимать различные формы, от невероятно простых до очень изощренных. Сегодня я расскажу вам самые простые, известные мне приёмы манипулирования, с которыми вы можете сталкиваться ежедневно.

Следует помнить, что приведённые в сегодняшней статье примеры могут указывать на манипуляцию, но не обязательно ей являться. Все зависит от контекста ситуации.

Наша с вами задача научиться замечать поведение похожее на попытку манипулирования, попытаться распознать намерения человека, и в случае необходимости защититься.

👉 «Вы сами это сказали...»

Любимая ловушка продавцов. Во время относительно невинной беседы продавец пытается вытянуть из нас какое-то заявление, чтобы через мгновение использовать его против нас.

🔸 Пример №1

Представим, что мы в автосалоне. Дилер спрашивает нас, чего мы ожидаем от новой машины. Мы говорим, что нас интересует экономичный и безопасный автомобиль. Продавец говорит, что у него как раз такой есть, и показывает нам определённую модель. Когда мы говорим, что машина нам не нравится, продавец говорит: «Вы же сами сказали, что для вас важна безопасность, а это самая безопасная машина, из тех, что у нас есть».

🔸 Пример №2

Консультант в тур агентстве задает ряд ни к чему не обязывающих вопросов. «Вы ищете отдых в экзотической стране?», «Вас интересуют предложения с большой скидкой?», «Вас интересуют 4-звездочные отели с полным пансионом?». И после минутного постукивания по компьютеру продавец предлагает нам отдых в 4-звездочном отеле в Тунисе. Как раз то, что мы и хотели. Фишка в том, что консультант изначально хотел продать нам путёвку в Тунис и с помощью правильно подобранных вопросов заставил поверить нас, что это наша идея.

👗 «Предложение действительно только сегодня» — Страх упустить выгоду

Приём основанный на синдроме FOMO (Fear of miss out) — страхе упустить выгоду. Какое бы решение мы ни приняли, мы всегда что-то приобретаем и что-то теряем одновременно. Однако учёные выяснили, что страх потери гораздо сильнее радости от обретения.

В маркетинге FOMO используется практически на каждом шагу - «успейте купить», «распродажа длиться всего 3 дня», «остался всего один номер» и т.д.

Как бороться с данным синдромом?

При поиске конкретного продукта просто проверьте цены в других магазинах. Если вы знаете, что, например модель телефона, которую вы собирались купить стоит одинаково у всех продавцов, манипуляция на вас не подействует.

👆 «Я бы никогда так не поступил...», «Так ведёт себя незрелый человек», «Настоящий мужчина/женщина так не поступает»

Говорящие подобные утверждения люди преследуют цель изменить наше поведение, навязывая нам некий стандарт «приемлемого» поведения и выбора.

Конечно, критика какого-либо аспекта нашей одежды или поведения не всегда вызвана плохими мотивами. Если подруга говорит, что новое платье вам не подходит, это может быть честным мнением. Однако, когда критика вызвана нашим отклонением от стандартов данного человека, в таком случае это не критика, а манипуляция.

👨‍👨‍👦‍👦 «Большинство людей поступили бы иначе»

В психологии этот метод называется социальным доказательством. Дело в том, что, не имея чёткого мнения о чем-либо, мы часто принимаем решения основываясь на мнении большинства.

И, к сожалению, то, что хорошо для большинства, не всегда хорошо для нас.

«Я не понимаю, почему ты так реагируешь»

Данная манипуляция просто попытка отвлечь внимание от реального источника проблемы и обвинить вас в создании нервной атмосферы. А проблема, как правило, заключается в поведении, которое вызвало вашу негативную реакцию.

Подобная наглость вашего собеседника может быть следствием невежества или простой манипуляции. Однако в обоих случаях цель состоит в том, чтобы свести к минимуму свою собственную вину и сделать вашу реакцию неуместной в данной ситуации. Поэтому самое главное — сохранять спокойствие и объяснить другому человеку, почему его поведение неуместно.

«Здесь мы делаем это так» — социальное давление

Представьте ситуацию, вы привозите машину в автосервис заменить небольшую деталь, а механик говорит вам, что «деталь фирмы А мы меняем только на деталь фирмы Б. А на А мы не меняем».

Или, обратившись к вебмастеру для создания сайта, вы слышите от него, что оплатить его услуги необходимо заранее, потому что так принято. Проблема в том, что данная отрасль вам не знакома, и вы понятия не имеете как создаются сайты. Действительно ли оплата всей суммы вперед является отраслевым стандартом?

Данный метод наиболее эффективен, когда человек, которым пытаются манипулировать находится в какой-то новой для него среде или имеет дело с чем-то новым.

Как бороться с данной манипуляцией?

Лучший способ — это признать свое невежество и обратиться за вторым мнением.