На соседнем канале подняли тему, как научить ребенка аутиста не убегать.
Пишу про мальчика Тима 7 лет
И девочку Элю 4 года
Диагноз РАС
Убегание мы прошли с обоими детьми.
Точнее нет, не так.
Тим просто шел туда, куда считал нужным. Не оборачиваясь и не обращая внимания следуем ли мы за ним.
Как далеко он мог так пройти, мы не знаем. Но думаем, достаточно далеко, чтобы потеряться из вида.
Его испытываемые эмоции и чувства не поддавались прочитыванию. Но очевидно, что страха потеряться у него не было. Даже вероятнее всего, не было понимания этого.
Еще не зная об аутизме, удивляло то, что Тим не ходил с нами за руку. Не шел вслед за нами. Двигался в том направлении, куда считал нужным в данный момент.
В этом был большой контраст по сравнению с нашими четырьмя старшими детьми.
Но на тот момент, почему так, мы не знали. И ждали обычное «перерастет».
Когда Эля стала подрастать, стала очевидна та же самая проблема.
Только тут уже все усугублялось тем, что Эля не просто шла. Она убегала.
Убегала настолько быстро, что ее было легко потерять из вида.
Прошли критическое время, когда муж был готов надеть на дочь джипиэс, чтобы видеть ее локацию.
Переломный момент произошел в Икее.
Эля, как обычно, понеслась в противоположную от нас сторону.
Муж молча последовал за ней, немного вдалеке.
Эля, отбежав на приличное расстояние, залезла на полку с товаром.
Муж продолжал стоять поодаль, не подавая вида.
Эля пролежала на полке минут десять.
Дальше муж ждать не стал. Стало очевидно, что испытав стресс, она впала в свое частое состояние (шатдаун)
Муж вытащил дочь из полки и взял на руки. Тогда, оказавшись у папы на руках, Эля смогла расслабиться и начала плакать.
После этого за руку ребенок ходить так и не начал. Но она стала следить, в какую сторону мы движемся.
Не сразу, но с ней в магазине стало в разы легче.
Со временем Эля стала более осознанной. Она отслеживает куда мы идем и зачем.
С Тимом было все по другому.
Он мог выйти из дома и уйти в неизвестном направлении. Как далеко он мог пройти, мы не испытывали.
Вокруг нас поля, где с весны до осени часто работает колхозная техника. Тим мог испугаться шума и его реакция в такие моменты могла быть совершенно непредсказуемая.
——-
Учить его останавливаться мы начали дома. В спокойной обстановке.
Показывали Тиму карточку со знаком «стоп».
На руку сыграло то, что Тим с рождения очень законопослушен)
Поэтому научить останавливаться перед знаком не составило труда.
Дальше мы стали использовать руку вытянутую вперед, с открытой ладонью.
Знак «стоп» у нас висел и на входной двери.
Это не исключало того, что Тим не выйдет на улицу. Но давало нам несколько секунд времени, заметить, что он топчется перед дверью.
Кроме знака мы вмонтировали на входную дверь защелку «от детского убегания».
У наших друзей в доме установлена система, которая начинает «гавкать» при открывании дверей.
Кроме «знака» мы активно пользовались распечатанными социальными историями, в которых рассказывалось о правилах безопасности. В том числе об опасности потерять родителей.
Социальные истории очень хорошо работали в случае с Тимом. У него гиперлексия.
И прочитанную информацию он усваивает в разы лучше услышанной.
К тому же у него сильная тяга следовать установленным правилам.
В момент убегания, если возможно, нужно максимально снизить эмоциональный фон. Например, если застали ребенка за попыткой отомкнуть двери, не нужно кричать, чтобы не заострять на этом внимание. Постараться вернуться к обычной рутине. Не выдавая негативных эмоций.
——-
Мы можем закричать : «Тим! Стоп!» только в случае, если ребенок движется в сторону дороги.
Это «стоп» звучит настолько редко и резко для него, что ребенок моментально реагирует на крик. Даже если он находится в мелтдауне.
——-
Когда Тим был младше, не было реакции на обращенную речь.
Поэтому каждый раз мы показывали ему карточки с местом, куда направлялись «магазин», «парикмахерская» или «детская площадка»…
Тим был готов к ожидаемым ощущениям и это снижало его тревожность и желание бежать.
Когда понимали, в какую сторону хочет двигаться наш малыш, мы учили его указательному жесту и проговаривали : «туда».
Развитие этого навыка очень полезно. Здесь задействована коммуникация. И вместо желания «бежать», он учится выражать свою просьбу.
В нашем случае предпосылками к бегу были триггеры - резкий, громкий и неожиданный звук. Сильный шум и яркий свет. Поэтому долгое время мы пользовались шумопоглощающими наушниками и солнцезащитными очками. Чтобы снизить страх и раздражение, а с ними и попытки убегания.
Сейчас ситуация в разы улучшилась.
Дети адекватно ведут себя в магазине.
Следуют по заданному маршруту. Выбирают необходимые продукты. Кладут в корзину. Рассчитываются на кассе.
Но казусы все еще происходят.
Недавно я рассказывала случай, который у нас произошел в контактном зоопарке. Тим вышел за ворота и прошел метров тридцатых, не оборачиваясь в нашу сторону.
Муж молча следовал за ним, наблюдая издали, чтобы дать время осмыслить, что Тим поступил не верно.
Через несколько минут Тим обернулся. Увидел папу и бросился к нему. Сказал, что он потерялся.
Куда пошел объяснить не мог. Но говорил, что больше так не будет)
И все же, мы можем спокойно гулять по улицам города. И делаем это целенаправленно.
Несколько лет назад Тим не мог пройти по достаточно оживленной улице. Подпрыгивал от страха, когда мы переходили дорогу. Бежал от звука грузовика так, что терял тапки)
Передвигаться он мог только в машине. Открытое пространство пугало его.
Сейчас у нас заложена в план социализации обязательная прогулка по городу.
Каждый раз я ставлю у себя в голове галочку, что занятие проделанно.
Прогулки не вызывают затруднения. И даже доставляют удовольствие от расслабленного и приятного времяпрепровождения.
Хотя, случаются и срывы. Например, если мы запланировали зайти в пиццерию, а она оказалась закрыта на ремонт. Если закончилось любимое мороженое или в кафе не испекли привычный донат.
Но и в этом случае, я ставлю галочку или даже две) Отмечая удачное завершение мероприятия)
Потому что негативный опыт - это тоже опыт. И он важен. Даже более важен, чем успешная, мягкая интеграция.
Дети учатся встречаться с социальными ситуациями. Принимать их и находить компромисс.
P.S. На случай потеряшки… Дай, Бог, чтобы такая ситуация никогда не настала…
Но все же Тим хорошо знает, что если потеряется, то нужно подойти к человеку с детьми и сказать, что он потерялся. Попросить позвонить в полицию.
Тим так же знает, что нельзя уходить с незнакомцем. Даже если тот скажет, что его прислала за ним мама.
В полиции он расскажет информацию о себе.
Возраст, дату рождения, полное имя (Тим это коротко. Дома и в школе) Фамилию. Имена родителей и братьев, сестер.
Адрес называет - страна, область и город)
Знает мой номер телефона и папин.
Может набрать 911 на экстренный случай. И даже пару раз пытался туда позвонить, чтобы сообщить, что у него украли котят, когда мы их продали)