Продолжаем путешествие по Terra Incognita советского транспорта. Сегодня поговорим о троллейбусе чехословацкого производства Т 11.
Троллейбус Т 11/0 был построен на базе автобуса Karosa ŠM11. Всего было выпущено восемь троллейбусов. Один в 1964 году, заводской номер 5001, один в 1965 году, заводской номер 5002, и шесть в 1967 году, заводские номера 5003 – 5008.
Почти все троллейбусы Т 11/0 имели разный внешний вид, что значительно облегчает поиски и идентификацию исследователям.
5001 работал в городе Остров. Проходил испытания в польском городе Гдыня в 1976 году. Выведен из эксплуатации в том же году.
5002 работал в городе Пльзень под инвентарным номером 214. Списан в 1978 году.
5003 работал в городе Пльзень под инвентарным номером 219. Списан в 1978 году.
5004 работал в Братиславе под инвентарным номером 226. Списан в 1978 году.
5005 работал в городе Пльзень под инвентарным номером 220. Списан в 1978 году.
5006 работал в Братиславе под инвентарным номером 227. Списан в 1978 году.
5007 работал в Братиславе под инвентарным номером 228. Списан в 1979 году.
А теперь мы подходим к самому интересному.
Троллейбус Т 11/0 заводской номер 5008 9 февраля 1968 года поступил в город Киев, в троллейбусное депо №1, где, получив инвентарный номер 20 взамен списанного троллейбуса МТБ-82М, 27 февраля 1968 года вышел на эксплуатационные испытания на ряд маршрутов города.
Этот экземпляр троллейбуса был изготовлен специально по советскому заказу. От своих чешских собратьев он отличался увеличенными форточками в пассажирском салоне, двумя педалями управления и 23 (вместо 28) мест для сидения пассажиров. В отличие от своих «братьев» он был окрашен в авангардную песочно-красно-черную палитру. Вероятно, чехословацкие инженеры постарались таким образом привлечь внимание советских эксплуатационщиков.
В мае 1968 года троллейбус 5008 передан из Киева в Симферополь. На сайте transphoto.org имеется фотография троллейбуса с подписью: «Испытания троллейбуса Škoda T 11 в Крыму».
Вот эта фотография:
Но при детальном рассмотрении, к сожалению, оказывается, что данная фотография - всего лишь монтаж. На самом деле на ней изображен экземпляр 5002 из города Пльзень. Только у него из всей серии троллейбусов был такой вариант оформления заводской эмблемы (см. фото выше), односоставное лобовое стекло, характерное только для машин 5001 и 5002 и узкие форточки на боковых окнах пассажирского салона. Да и табличка «Испытания Симферополь – Ялта» явно приделана к фотографии, причем довольно неаккуратно.
При этом данная фотография ценна другим: вырезкой из газеты от 30 мая 1968 года в левом нижнем углу о поступлении троллейбуса Т 11 в Симферополь и о начале испытаний. Также обратите внимание о том, в заметке говорится о сорока пассажирских сиденьях в салоне. Тогда как на самом деле их было всего 23.
После окончания испытаний в Крыму в октябре 1968 года троллейбус 5008 возвращен в ЧССР, в город Брно, где получил инвентарный номер 55. Вот как он выглядел сразу по возвращению из СССР:
В 1970 году 5008 передан в Пльзень, где получил номер 248 согласно пльзеньской нумерации. В 1980 году возвращен в Брно. И вот как он выглядит теперь:
Почему же в Советском Союзе не прижились троллейбусы Т 11? Испытания показали, что у Т 11 был более тонкий и «нежный» кузов в сравнении с уже поставляемыми в СССР другими троллейбусами чехословацкого производства типа 9Tr. К тому же стоимость троллейбусов Т 11 была заметно выше, чем стоимость троллейбусов 9Tr.
По этим же причинам в СССР не «прижился» и автобус Karosa ŠM11, у которого был позаимствован кузов для троллейбуса Т 11.
Предыдущая статья на тему: Кароса для Аэрофлота.
Спасибо за внимание.