В конце 1965 года чехословацкое предприятие «Кароса», располагавшееся в городе Высоке Мыто запустило в серийное производство линейку автобусов серии Š . Основная модель – городской трёхдверный ŠM 11 , пригородный двухдверный ŠL 11, междугородный туристический повышенного комфорта ŠD 11. В 1966 году автобус был представлен в Москве, где произвёл хорошее впечатление, прежде всего своим авангардным современным дизайном, ярко выделявшим его на фоне старомодных отечественных ЗиЛ-ов 158-й модели.
Автобусом заинтересовались два ведомства: Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и Министерство гражданской авиации СССР. МГА приобрела в 1968 году несколько (точное количество пока неизвестно и сейчас устанавливается. Известно только что тогда было приобретено не менее семи и не более десяти) автобусов этого типа для использования в качестве перронных в московском международном аэропорту «Шереметьево». История сохранила несколько качественных фотографий работы «Карос» в Шереметьевском аэропорту. Вот одни из них:
Несколько Карос попали в финальные кадры художественного фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», съёмка проходила летом 1973 года.
Karos-ы ŠM 11 служили в аэропорту Шереметьево в этом качестве до конца 1973 года, после чего были заменены на новые автобусы венгерского производства Ikarus 260.01. По окончанию своей работы в Москве они были переданы в другие аэропорты страны. Три экземпляра отправились в аэропорт Минеральные Воды, где получили госномера 94-52 стф – 94-54 стф. Три экземпляра - в аэропорт Ставрополь и один экземпляр в аэропорт Анапа. Фото анапской машины можно посмотреть в фотогалерее сайта russianplanes . net среди фотографий пользователя Alpan . Судьба минводских и анапской машин далее не известна, вероятно, их списали в конце семидесятых годов. Судьба ставропольских машин известна. Они работали в аэропорту в качестве служебных для доставки работников авиапредприятия на службу и обратно домой в город Ставрополь и село Шпаковское. Мне посчастливилось несколько раз прокатиться на этих Каросах и путешествие на них оставило яркие воспоминания на всю жизнь. Все три ставропольских автобуса были списаны весной 1979 года. Кузова двух из них передали ставропольскому заводу «СМиД» для использования в качестве бытовок, после чего их следы потерялись. Кузов третьего автобуса остался в аэропорту и использовался в качестве склада различных материалов, где я его застал во время одной из фотосессий 29 июня 2012 года и сделал несколько фотографий. Собственно, вот:
На сегодняшний день это единственный сохранившийся в России кузов автобуса Karosa ŠM 11. Будет очень жаль, если однажды его распилят на металлолом.