Найти тему
История транспорта

Кароса для Аэрофлота

В конце 1965 года чехословацкое предприятие «Кароса», располагавшееся в городе Высоке Мыто запустило в серийное производство линейку автобусов серии Š . Основная модель – городской трёхдверный ŠM 11 , пригородный двухдверный ŠL 11, междугородный туристический повышенного комфорта ŠD 11. В 1966 году автобус был представлен в Москве, где произвёл хорошее впечатление, прежде всего своим авангардным современным дизайном, ярко выделявшим его на фоне старомодных отечественных ЗиЛ-ов 158-й модели.

Внешний вид автобуса Karosa ŠM 11.
Внешний вид автобуса Karosa ŠM 11.
Пассажирский салон автобуса. Из заводского буклета, выпущенного для Советского Союза.
Пассажирский салон автобуса. Из заводского буклета, выпущенного для Советского Союза.
Интерьер кабины водителя. Из заводского буклета, выпущенного для Советского Союза.
Интерьер кабины водителя. Из заводского буклета, выпущенного для Советского Союза.

Автобусом заинтересовались два ведомства: Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и Министерство гражданской авиации СССР. МГА приобрела в 1968 году несколько (точное количество пока неизвестно и сейчас устанавливается. Известно только что тогда было приобретено не менее семи и не более десяти) автобусов этого типа для использования в качестве перронных в московском международном аэропорту «Шереметьево». История сохранила несколько качественных фотографий работы «Карос» в Шереметьевском аэропорту. Вот одни из них:

Автобус Karosa ŠM 11 на перроне аэропорта «Шереметьево», конец 60-х – начало 70-х годов.
Автобус Karosa ŠM 11 на перроне аэропорта «Шереметьево», конец 60-х – начало 70-х годов.
Автобус Karosa ŠM 11 на перроне аэропорта «Шереметьево», конец 60-х – начало 70-х годов.
Автобус Karosa ŠM 11 на перроне аэропорта «Шереметьево», конец 60-х – начало 70-х годов.

Несколько Карос попали в финальные кадры художественного фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», съёмка проходила летом 1973 года.

Актер Андрей Миронов в финальных кадрах фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», лето1973 г. На заднем плане под пассажирским переходом к «Рюмке» спрятались целых три Каросы.
Актер Андрей Миронов в финальных кадрах фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», лето1973 г. На заднем плане под пассажирским переходом к «Рюмке» спрятались целых три Каросы.

Karos-ы ŠM 11 служили в аэропорту Шереметьево в этом качестве до конца 1973 года, после чего были заменены на новые автобусы венгерского производства Ikarus 260.01. По окончанию своей работы в Москве они были переданы в другие аэропорты страны. Три экземпляра отправились в аэропорт Минеральные Воды, где получили госномера 94-52 стф – 94-54 стф. Три экземпляра - в аэропорт Ставрополь и один экземпляр в аэропорт Анапа. Фото анапской машины можно посмотреть в фотогалерее сайта russianplanes . net среди фотографий пользователя Alpan . Судьба минводских и анапской машин далее не известна, вероятно, их списали в конце семидесятых годов. Судьба ставропольских машин известна. Они работали в аэропорту в качестве служебных для доставки работников авиапредприятия на службу и обратно домой в город Ставрополь и село Шпаковское. Мне посчастливилось несколько раз прокатиться на этих Каросах и путешествие на них оставило яркие воспоминания на всю жизнь. Все три ставропольских автобуса были списаны весной 1979 года. Кузова двух из них передали ставропольскому заводу «СМиД» для использования в качестве бытовок, после чего их следы потерялись. Кузов третьего автобуса остался в аэропорту и использовался в качестве склада различных материалов, где я его застал во время одной из фотосессий 29 июня 2012 года и сделал несколько фотографий. Собственно, вот:

Бытовка из кузова автобуса Karosa ŠM 11, аэропорт Ставрополь, 29 июня 2012 года.
Бытовка из кузова автобуса Karosa ŠM 11, аэропорт Ставрополь, 29 июня 2012 года.
-8
-9
-10

На сегодняшний день это единственный сохранившийся в России кузов автобуса Karosa ŠM 11. Будет очень жаль, если однажды его распилят на металлолом.