Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как завоевать жизненное пространство

На днях тут бесновался человек, зачем-то приписавший мне тезис о "тотальном истреблении индейцев" в США. Я так и не смог донести до него простую мысль о том, что дабы в результате неких массовых переселений и завоеваний какой-то народ (почти) исчез — необязательно взять и всех убить. Но возможно, кому-то из читателей это пока не было ясно, зато станет.

Нет, конечно, именно массовое истребление бывает — как не раз говорил, тот "геноцид индейцев" испанцами действительно имел место конкретно на Карибах в самом начале Конкисты. Потому что и испанцы ещё не выработали будущий свой подход к колонизации, и сами индейцы на тех островах оказались крайне злобными и неконтактными (в том числе даже людоедами, что совсем не нашло понимания у испанцев). Или, ну скажем, ещё ранее гуанчей на Канарских островах не то чтобы прямо всех убили — но длительная война очень сократила их число, болезни тоже, а остатки были уже слишком малочисленны, чтобы не раствориться (всё-таки Канары в двух шагах от Испании, это не Америка).

Но чаще всё происходит не так.

Вот вспомнить историю с тем, как почти вымер ирландский язык. Конечно, войны и особенно Великий Голод 1845–1849 сказались тут очень сильно (Ирландия ведь потеряла четверть населения — умершими и уехавшими, потому-то за пределами Ирландии нынче больше ирландцев, чем в ней). Но решающий удар нанесло не это, а... да-да, правильно: введение британцами в Ирландии всеобщего школьного образования.

Естественно, на английском. В итоге очень скоро родным языком почти всех ярых ирландских националистов из Дублина уже оказался английский, а естественные носители ирландского остались в основном в диких деревнях на самом западе острова, как до сих пор и обстоит. Там же жил последний ирландец, не знавший английского, о котором по ссылке.

С другой стороны, Бургосские законы 1512 года, последующие "Новые законы" и другие испанские нормативные акты хотя велели христианизировать индейцев, но прямо прописывали, что запрещать им родную культуру в целом нельзя. Лишь бы без идолопоклонничества. По итогу в Боливии, помимо испанского — ещё 36 официальных языков ныне: никто их не искоренял.

Ну а о том, что большинство латиноамериканцев — метисы, индейцев тоже аж половина населения страны бывает и так далее, мы сто раз говорили. Ну а как ещё выйдет, если власти поощряют немногочисленных колонистов к бракам с местными? Вы приехали из Испании, ваши дети уже её не видели, а внуки и внешне могут быть больше похожи на индейцев — не придётся потом удивляться, сколько людей считает себя потомками именно индейцев.

Такой эффект наблюдался даже в Иерусалимском королевстве — где спустя где-то век после Первого Крестового похода приехавшие с удивлением отмечали, что многие крестоносцы как-то вообще не похожи на европейцев.

Совсем другая ситуация сложится, конечно, если индейцев (причём не столь уже многочисленных, как в Мексике или Перу) согнать в резервации, где у них не будет особой возможности улучшить демографию, а при том в страну постоянно будет ехать куча мигрантов из Европы. Конечно, тут мы уже про США говорим. Вот и получится около 1% (ну или, если сильно извратиться, до 2–3%) индейцев — ведь кто из резервации уедет, у того потомки потеряют связь с замкнутой в ней культурой очень быстро. Ну вот свалите вы в большой город, женитесь на белой женщине — может быть, сына ещё обучите языку, но вырастет-то он уже среди белых. А внуки... ну вы поняли.

И чисто генетически следов индейской крови можно найти много, однако ведь не она народ определяет (если не спрашивать мнение любителей черепомерок, но кому в приличном обществе оно интересно), а культура. Которая тю-тю.

Вот в огромной России, вобравшей в себя кучу земель, из которых исконная территория славян — малый процент, в итоге более 80% русских. А крупнейшее национальное меньшинство — меньше 4%. Конечно, это не потому, что всех убили. И даже не потому, что запретили все прочие культуры (вестимо, это не так). Но культурное влияние оказалось мощнейшим ещё в имперские времена, а потом ликбез (ага, опять образование) и миграции (каждый десятый россиянин вообще в столице живёт по итогу, "плавильный котёл" своё дело делает) — ну и вот.

Это самые банальные примеры, но мне не очень хочется разбирать тут сейчас кучу частностей. Речь именно о том, что я сказал в начале — исчезновение тех или иных народов с их истреблением связано совершенно не обязательно.

По тем же причинам я терпеть не могу все эти разговоры про гаплогруппы, о чём не раз писал отдельно. Они полезны, скажем, для изучения миграций в древности — но те же янычары и мамлюки превосходно показывают, как при вообще любом происхождении из человека в определённой культуре выходит представитель той самой культуры. Причём самый рьяный.

Автор - Алексей Миллер. Подписывайтесь на
Grand Orient