История автопрома доказала одно – никогда не делайте ставку против Toyota.
42 года назад автомобильный мир был во власти совершенно безумной одержимости. В течение 18 месяцев «большая тройка» Америки представила более десятка новых моделей , начиная от безумно дешевых Ford Escort и Plymouth Reliant K (на фото) и заканчивая роскошным Cadillac Cimarron. Среди них были семейные автомобили от Buick, Mercury, Oldsmobile и другие, всех их объединяло одно – поперечно расположенный двигатель и передний привод (FWD). Эта система была представлена британской автомобильной корпорацией Mini в 1959 году и популяризирована Honda Civic в 1973 году.
Выбор этой схемы получил высокую оценку средств массовой информации и различных правительственных чиновников, которые ранее критиковали отечественных производителей за то, что они медленно присоединяются к Honda, Nissan, Volkswagen и другим иностранным конкурентам в славном и полностью обязательном переднеприводном будущем. Эта критика поначалу казалась обоснованной - единственное, что мешало Chevrolet продать миллион своих переднеприводных хэтчбеков Citation в 1980 году, - это неспособность General Motors производить больше моделей.
И все же этот явно медленный переход к FWD был слишком поспешным. Было обнаружено, что у Citation и его корпоративных собратьев есть серьезные проблемы с качеством и безопасностью, что побудило федеральные власти вмешаться. Автомобили Chrysler K-серии и близнецы Ford Escort/Lynx, хотя и не склонны к фатальным отказам тормозов , отталкивают клиентов из-за плохой производительности, проблем с надежностью и экономии топлива , которые не соответствуют рекламным обещаниям. И в конечном итоге покупатели отказались от «большой тройки» и обратились к местному дилеру Toyota за переднеприводным автомобилем.
Однако оказалось, что такой машины не существует. До 1982 года Toyota продавала только одну переднеприводную модель — удивительно уродливую Corolla Tercel. Он даже не предлагал современную конструкцию Civic или Citation. Вместо этого двигатель установлен продольно , а передние колеса приводятся в движение с помощью конической зубчатой передачи — точно так же, как у Oldsmobile Toronado конца 1960-х годов.
Это была даже не Corolla — это была Corolla Tercel по какой-то причине. Потратив десятилетия на создание репутации надежных автомобилей, Toyota не видела причин рисковать своей драгоценной табличкой Corolla из- за того, что она считала непроверенной технологией. Так что его первый переднеприводный автомобиль имел приставку «Tercel» к названию, которая служила защитой.
Toyota внимательно следила за происходящим, пока инженеры компании работали над созданием переднеприводной поперечной трансмиссии, которая соответствовала бы стандартам качества и надежности компании. Первая Corolla с этим приводом появилась 4 года спустя вместе с более крупным седаном , получившим название Camry.
Это не означает, что Toyota не хочет использовать новые технологии или даже создавать их, о чем свидетельствует седан Prius, который в настоящее время находится в пятом поколении. Тем не менее, компания всегда рассматривала технологии как средство достижения цели , а не самоцель, и всегда ожидала, что эта технология будет удовлетворять потребности клиентов в реальном мире. Пример тому тот же Prius, зарекомендовавший себя как более надежный, чем обычные автомобили с бензиновым двигателем, особенно в службах такси. В то же время гибридные модели конкурентов оказались кошмаром для техобслуживания, даже когда они попадали в частные дома.
Поэтому неудивительно, что Toyota не находится в авангарде электромобилей. На самом деле все как раз наоборот — Акио Тойода, генеральный директор компании, носящей его имя, недавно заявил журналистам , что он является частью «молчаливого большинства» автопроизводителей , скептически относящегося к будущему электромобилей.
Его скептицизм вполне обоснован. Становится все более очевидным, что промышленность не может получить достаточно сырья для производства бензиновых автомобилей. Не помогает даже то, что электромобили по-прежнему в два раза дороже обычных автомобилей . Только представьте, как 81 миллион автомобилей, которые производятся ежегодно, будут заменены электромобилями . У этой планеты нет ресурсов, чтобы посадить 8 миллиардов человек на электрические скутеры, не говоря уже об электромобилях.
Отсутствие у Тойоды почти религиозного энтузиазма по поводу электромобилей принесло ожидаемые результаты. Было создано несколько петиций, направленных на то, чтобы Toyota сделала ставку на электромобили. Один собрал 110 000 подписей и был передан автомобильной компании SumOfUs, неправительственной организацией, которая принимает анонимные пожертвования, чтобы «обеспечить перемены». Эта волна петиций сама по себе показательна. Редко приходится просить корпорацию сделать что-то, что действительно отвечает ее интересам . Это задача акционеров.
Ситуация сейчас такова, что если каждый производитель пойдет ва-банк, то есть поставит все на электромобили, все они вместе окажутся слишком большими , чтобы потерпеть неудачу, когда пузырь электромобилей лопнет из-за нехватки сырья , плохих характеристик самих автомобилей или просто потребительское отвращение. В этот момент они (производители) могут ожидать изрядную компенсацию от правительств, которые заставили их придерживаться этой стратегии.
Однако если все, кроме Toyota, примут участие, то к 2035 году Toyota будет иметь в своих автосалонах полный спектр новых бензиновых и дизельных автомобилей, в то время как ее конкуренты будут иметь модели 2025 года, потеряв за это время оборудование и производственные мощности, что их пришлось уничтожить и/или переделать в предыдущее десятилетие. Тогда они вспомнят, что Toyota, а не Honda (пионер FWD) или GM (энтузиаст-последователь FWD), входит в два самых продаваемых легковых автомобиля в США.
Говоря о самых продаваемых автомобилях, только четыре из 10 самых продаваемых автомобилей в США являются переднеприводными. Спустя пятьдесят лет после того, как началось увлечение FWD , оказалось, что это все еще не обязательная функция для автомобиля. Наоборот, это всего лишь один из возможных ответов на автомобильный вопрос, причем не самый лучший. Вполне вероятно, что электромобиль со временем займет аналогичное место на рынке. Прямо сейчас есть только один автопроизводитель, обладающий интеллектом, чтобы понять это, и смелостью принять меры. Время покажет, была ли права Toyota, но история показывает, что только дурак стал бы ставить против японской компании.