ЗИЛ-4104 — самый редкий, мощный и быстрый советский автомобиль Брежнева и Горбачева.
Советский автопром, на котором выросли старшие из нас, не отличался необычайным разнообразием. Но, несмотря на это, в ней была своя строгая иерархия. Начинал с самых доступных моделей, таких как ЗАЗ-968 и Москвич.
Затем появился самый популярный в истории советский автомобиль — ВАЗ-2101 «Жигули». О ГАЗ-24 «Волга» могли мечтать только более ответственные товарищи и нелегальные «частники». И лишь несколько сотен высокопоставленных партийцев коснулись ГАЗ-13 «Чайка». Но над всеми ними стояла еще одна модель другой марки: верховный автомобиль СССР и вообще всего восточного лагеря. На его передней крышке был логотип ЗИЛа, московского «Завода Лихачева».
Традиция, начатая Сталиным
На протяжении полувека на нескольких последовательных моделях ЗИЛа ездил один из двух самых могущественных мировых лидеров — Генеральный секретарь КПСС. Сталин первым сел в московский лимузин (ЗИС-115; до него Ленин ездил на «роллс-ройсе»). При Хрущеве это был ЗИЛ-111. При Брежневе сначала использовался ЗИЛ-114, но затем появилось новое поколение под названием ЗИЛ-4104. Это был самый быстрый, самый роскошный и престижный автомобиль, когда-либо созданный в СССР.
На фото ЗИЛ-111.
11 пуль против Брежнева
Одной из причин довольно быстрого вывода ЗИЛ-111 из эксплуатации стало покушение на Брежнева в январе 1969 года. Тогда Виктор Ильин, младший лейтенант Советской Армии, дождавшись кортежа, открыл огонь из двух пистолетов по второму автомобилю, в котором обычно ездит генсек. Однако на этот раз в виде исключения в машине находятся космонавты Алексей Леонов и Валентина Терешкова. Их водитель получил травмы и скончался в больнице. Ильин был признан невменяемым и содержался в психиатрической больнице до 1990 года. Сейчас он живет в Москве на пенсии по инвалидности.
Сам Брежнев нападением особо не испугался и даже после него отказался ехать в броневике - такие появились только при Горбачеве. Но конструкторы ЗИЛа ускоряют работу над созданием нового, более быстрого лимузина.
На снимке машина с места покушения, отмечены точки пули.
От застоя к перестройке
ЗИЛ-4104 также является рекордсменом по количеству перевозимых лидеров. На моделях до нее падал только один генсек, тогда как в эту машину садилось целых четыре.
Разработка 4104 началась в 1975 году — сначала под именем ЗИЛ-115, но потом инженеры решили, что такими серьезными изменениями машина заслужила совершенно новое имя.
На фото: ЗИЛ 4104 во дворе Кремля
Самый быстрый советский автомобиль
Изменения действительно видны невооруженным глазом: высокая, массивная решетка радиатора, вытянутый силуэт, внушительный 7,7-литровый двигатель V8 мощностью 315 лошадиных сил. Благодаря последнему ЗИЛ-4104 является самым быстрым из серийно выпускавшихся советских автомобилей — он развивает скорость 190 км/ч. Он также получает трехступенчатую автоматическую коробку передач вместо двухступенчатой.
На фото он перед печально известным домом на улице Грановского, 3, где жили многие главы государств СССР.
Дизайн действительно британский.
Тщательно охраняемый секрет, что дизайн этого последнего лимузина СССР не русский - на самом деле заказ был вручен британской студии "Capco", создавшей дизайн экстерьера, а также многие элементы интерьера. При представлении модели в советскую прессу эта информация была сохранена. Серийное производство началось в 1976 году.
Также есть версия скорой помощи
Концепция достаточно гибкая: в дополнение к обычному легковому лимузину был создан автомобиль скорой помощи (ЗИЛ-41042), который повсеместно входит в состав кортежа генсеков, как правило, довольно пожилых людей. Есть и подключенная машина, которую можно узнать только по дюжине антенн.
Брежнев вел его один
Леонид Брежнев был серьезным любителем автомобилей и часто предпочитал водить машину сам, к ужасу своей охраны. Когда его нужно было возить на массовые мероприятия, он предпочитал сидеть на переднем сиденье, рядом с водителем.
Кроме того, место водителя необычайно узкое и неудобное — явный признак того, что важным человеком в этой машине является кто-то другой.
Андропов, Черненко, Горбачов
После смерти Брежнева в 1982 году главой государства стал бывший глава КГБ Юрий Андропов. При нем, в 1983 году, появилась модифицированная версия лимузина под названием ЗИЛ-41045. Отличий не много — хром на решетке радиатора, новые бампера и фары.
Однако Андропов недолго радовался своему новому приобретению – последние месяцы жизни он провел в больнице, а в 1984 году на ЗИЛе уже катался его преемник Константин Черненко. А еще через год - и Михаил Горбачев.
На снимке Константин Черненко, предпоследний генеральный секретарь ЦК КПСС.
ЗИЛ в Елисейском дворце
В отличие от своих немощных предшественников, Горбачев много путешествовал по миру и обычно брал с собой лимузин, поэтому его ЗИЛ-41045 объездил немало стран. Случаются и конфузные ситуации: в 1986 году во время визита во Францию машина сломалась внутри самого Елисейского дворца. Однако служба безопасности Горбачева подготовилась и заменила карбюратор прямо во дворе резиденции Миттерана.
Его цена постоянно растет
ЗИЛ-41045 также является самым редким из советских правительственных лимузинов - всего было выпущено 43 единицы. Сегодня они являются редкими предметами коллекционирования, и их цены постоянно растут. Экземпляр в далеко не идеальном состоянии сейчас продается за 37 миллионов рублей, или около 410 000 евро.
Лебединая песня - ЗИЛ-41047
При Горбачеве появилась последняя версия правительственного лимузина — ЗИЛ-41047. Двигатель тот же — V8 объемом 7,68 литра, максимальной мощностью 315 лошадиных сил и максимальным крутящим моментом 613 Нм, доступным даже при 2400 об/мин. Четырехкамерный карбюратор имеет примерно такие же размеры, как и весь двигатель минивэна «Ока». Подвеска довольно, мягко говоря, старомодна — с торсионами спереди и пружинами сзади. Но тормоза теперь дисковые. Другого выхода нет - им приходится останавливать машину длиной более 6 метров и весом более 3335 килограммов.
Стекла не открываются и имеют толщину 4 см.
Бронированная версия ЗИЛ-41052, предназначенная для главы государства, имеет окна толщиной 4 см. Его вес на целых две тонны больше, чем у обычной модели (всего 5,5 тонны). Окна не открываются. А передняя из-за кривизны и толщины искажает изображение по краям - как будто смотришь в лупу.
Специальные шины
Шины представляют собой специальные 16-дюймовые шины «Гранит» (сегодня 16-дюймовые носят городские модели, такие как Peugeot 208, но в 80-х годах это был необычно большой размер). Они специально разработаны, чтобы ими можно было управлять, даже если их пронзают пули.