Разочарование, замешательство, растерянность, неудовлетворённость, крушение надежд — всё это слова синонимы к слову ФРУСТРАЦИЯ.
Нечто неприятное или непредвиденное, с чем мы сталкиваемся каждый день
Не успели на автобус; промокли под дождём; остались без интернета; запутались в навигации; потеряли ключи; забыли купить хлеб; заболели в отпуске; невовремя сел телефон; и т.д. и т.п.
Мы сталкиваемся с фрустрацией регулярно и проживаем её, в большинстве своём благополучно, помногу раз в день.
Мы умеем это делать. Нам не впервой. У нас богатый опыт.
Этот навык соткан из нашего жизненного опыта. Из сотен и тысяч ситуаций, в которые мы попадали, и из тех последствий, которые мы при этом получали.
А вот дети по умолчанию справляться с фрустрацией не умеют. И часто впадают отчаяние.
Поэтому наша задача, как взрослых, научить ребенка встречать фрустрации и проживать их, отделяя то, что можно потерпеть от того, что терпеть не хорошо и не нужно.
❗Уметь отделять то, что можно потерпеть от того, что терпеть не хорошо и не нужно
Примеров перекосов в ту или иную сторону я встречала множество.
От одной девицы, которая сползала по стенам в истерике из-за недостаточно хорошей оценки за экзамен (это на пятом-то курсе университета), до другой, которая терпела регулярные побои от своего бойфренда.
Но это такие крайние, утрированные примеры. Примеров не столь ярких и не перечесть.
Поэтому, когда мы говорим, что все мы родом из детства, то речь именно о том опыте, который мы получили в детские годы.
Если постоянно слышали фразы типа "Я — последняя буква в алфавите", или "Хочется - перехочется", или "Ты тут никто и звать тебя никак", то это будет одна крайность.
Если же самым действенным способом привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от перенапряжения было устроить истерику — это другая крайность.
Из крайности в крайность
Так где же она, та золотая середина, что расположена между этими двумя нежеланными крайностями?
😠_____________🥺
Не ищите её здесь. На этой оси её нет. Нигде.
Более того, пытаясь балансировать на этих качелях, можно дойти до того, что на один и тот же эпизод поведения ребёнка будет выдано сразу обе этих крайних реакции.
Например:
- сначала наорали, а потом пошли жалеть и утешать;
или наоборот
- сначала всеми силами пытались отвлечь и успокоить, а потом, когда уже истощились и разозлились настолько, что сил больше нет, взорвались и начали орать.
Знакомо? Мне да.
И это точно плохая стратегия регулирования поведения ребёнка, потому что она его полностью дезориентирует и способствует тому, что данное поведение в дальнейшем будет усиливаться и закрепляться в его репертуаре.
Как помочь справиться с фрустрацией
Лучше перейти на другую ось. От полной подсказки до самостоятельной реакции.
🤝____________🙌
А это значит,
не сердиться и не злиться, обесценивая все его чувства и оставляя его с ними один на один, но и не присоединяться к этому отчаянию или протесту.
— Да, я понимаю, что обидно наблюдать как твоё мороженое тает на тротуаре. Нет, мы не будем возвращаться на квартал назад, чтобы купить другое.
— Хорошо, что ты сказал мне о том, что у тебя болит живот. Надо принять лекарство.
— Мне очень жаль, что так получилось, но сейчас нам придётся вернуться домой, потому что ты промочил ноги.
И всегда отмечать спокойное состояние ребёнка.
— Ты молодец, что так быстро успокоился.
— Я рада, что больше не болит.
— Да, конечно, попозже выйдем на прогулку ещё раз.
Это и есть настоящая эмпатия. И это то, на что очень хорошо реагируют люди, вне зависимости от своего возраста и группы здоровья.
Надеюсь, было полезно 👍
#психология #воспитаниеребенка #прикладнойанализповедения