Найти в Дзене
Такое поведение

Детям необходимо сталкиваться с фрустрацией, чтобы приобретать важный в жизни навык. Подсказки для взрослых

Оглавление

Разочарование, замешательство, растерянность, неудовлетворённость, крушение надежд — всё это слова синонимы к слову ФРУСТРАЦИЯ.

Нечто неприятное или непредвиденное, с чем мы сталкиваемся каждый день

Не успели на автобус; промокли под дождём; остались без интернета; запутались в навигации; потеряли ключи; забыли купить хлеб; заболели в отпуске; невовремя сел телефон; и т.д. и т.п.

Что-то пошло не по плану
Что-то пошло не по плану

Мы сталкиваемся с фрустрацией регулярно и проживаем её, в большинстве своём благополучно, помногу раз в день.

Мы умеем это делать. Нам не впервой. У нас богатый опыт.

Этот навык соткан из нашего жизненного опыта. Из сотен и тысяч ситуаций, в которые мы попадали, и из тех последствий, которые мы при этом получали.

А вот дети по умолчанию справляться с фрустрацией не умеют. И часто впадают отчаяние.

Поэтому наша задача, как взрослых, научить ребенка встречать фрустрации и проживать их, отделяя то, что можно потерпеть от того, что терпеть не хорошо и не нужно.

❗Уметь отделять то, что можно потерпеть от того, что терпеть не хорошо и не нужно

Примеров перекосов в ту или иную сторону я встречала множество.

От одной девицы, которая сползала по стенам в истерике из-за недостаточно хорошей оценки за экзамен (это на пятом-то курсе университета), до другой, которая терпела регулярные побои от своего бойфренда.

Но это такие крайние, утрированные примеры. Примеров не столь ярких и не перечесть.

Поэтому, когда мы говорим, что все мы родом из детства, то речь именно о том опыте, который мы получили в детские годы.

Если постоянно слышали фразы типа "Я — последняя буква в алфавите", или "Хочется - перехочется", или "Ты тут никто и звать тебя никак", то это будет одна крайность.

Если же самым действенным способом привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от перенапряжения было устроить истерику — это другая крайность.

Из крайности в крайность

Так где же она, та золотая середина, что расположена между этими двумя нежеланными крайностями?

😠_____________🥺

Не ищите её здесь. На этой оси её нет. Нигде.

Более того, пытаясь балансировать на этих качелях, можно дойти до того, что на один и тот же эпизод поведения ребёнка будет выдано сразу обе этих крайних реакции.

Например:

  • сначала наорали, а потом пошли жалеть и утешать;

или наоборот

  • сначала всеми силами пытались отвлечь и успокоить, а потом, когда уже истощились и разозлились настолько, что сил больше нет, взорвались и начали орать.

Знакомо? Мне да.

Совсем не по себе
Совсем не по себе

И это точно плохая стратегия регулирования поведения ребёнка, потому что она его полностью дезориентирует и способствует тому, что данное поведение в дальнейшем будет усиливаться и закрепляться в его репертуаре.

Как помочь справиться с фрустрацией

Лучше перейти на другую ось. От полной подсказки до самостоятельной реакции.

🤝____________🙌

А это значит,

не сердиться и не злиться, обесценивая все его чувства и оставляя его с ними один на один, но и не присоединяться к этому отчаянию или протесту.

— Да, я понимаю, что обидно наблюдать как твоё мороженое тает на тротуаре. Нет, мы не будем возвращаться на квартал назад, чтобы купить другое.

— Хорошо, что ты сказал мне о том, что у тебя болит живот. Надо принять лекарство.

— Мне очень жаль, что так получилось, но сейчас нам придётся вернуться домой, потому что ты промочил ноги.

И всегда отмечать спокойное состояние ребёнка.

— Ты молодец, что так быстро успокоился.

— Я рада, что больше не болит.

— Да, конечно, попозже выйдем на прогулку ещё раз.

Останавливаем проблемное поведение. Шпаргалка
Останавливаем проблемное поведение. Шпаргалка

Это и есть настоящая эмпатия. И это то, на что очень хорошо реагируют люди, вне зависимости от своего возраста и группы здоровья.

Надеюсь, было полезно 👍

#психология #воспитаниеребенка #прикладнойанализповедения