Найти в Дзене
Калинка-Малинка

За маминой спиной

В первый раз в жизни Женя увидела море, когда ей было уже пятнадцать лет. Они поехали на отдых с матерью, которая хотела порадовать свою дочь. На тот отпуск Лариса Сергеевна долго копила деньги, во многом себе отказывая. Но она не могла не исполнить мечту дочери, которая хотела своими глазами увидеть море, вдохнуть свежий морской воздух, увидеть его бескрайний горизонт.

Они жили скромно, но при этом не нуждались. Самое необходимое всегда было в доме, но все это только благодаря стараниям Ларисы, которая много работала, при этом имела несколько подработок. Женя гордилась матерью и всегда старалась брать с нее пример.

Но Лариса не хотела, чтобы ее дочь пошла по ее стопам. Женщина не хотела, чтобы ее дочка тратила большую часть жизни на то, чтобы заработать на самое необходимое.

- Ты должна учиться жить для себя! – постоянно говорила Лариса Сергеевна дочери.

- Мама, но разве плохо жить для кого-то? Ты не рада тому, что живешь для меня?

Женщина улыбалась и гладила дочку по голове:

- Милая, я безусловно счастлива тому, что ты есть! Ты – настоящий стимул для моего бесконечного движения вперед. Но ты должна понимать, что это непросто – быть одной и нести на своих плечах такой огромный груз ответственности. Я люблю тебя и не представляю себе жизни без тебя. Но хочу, чтобы ты училась жить с большей легкостью. В первую очередь ты должна уметь жить для себя и любить, прежде всего, именно себя.

- Я люблю тебя, мамочка, - радостно повторяла Женя, - и хочу, чтобы ты знала о том, что никогда ты для меня не станешь грузом.

- Я очень сильно на это надеюсь, милая, - снова улыбаясь, говорила Лариса.

Отец Жени в свое время предпочел ее матери другую женщину и оставил ее с ребенком на руках, когда девочке было всего четыре года. Женя совсем не помнила своего родного отца, который появлялся в ее жизни после своего ухода от силы два или три раза, и то это были лишь короткие встречи, которые быстро заканчивались. Когда Жене было пять лет, отец уехал со своей новой женой в другой город, и уже тогда женщина ждала от него ребенка. Больше никогда мужчина не появлялся в жизни ни бывшей жены, ни своей первой дочери, и никто из них не ведал о том, как дальше сложилась его судьба.

Иногда Женя спрашивала мать о том, что заставило отца выбрать другую, уйти к ней и отважиться завести новую семью, но Лариса никогда не отвечала на вопрос прямо и однозначно.

- Это его выбор, я никак не могла повлиять на него. Любовь – это такое чувство, контролировать которое умеют не все.

- Значит, он полюбил другую? – допытывалась Женя.

- Я думаю, что да. Иначе бы он вряд ли ушел от нас с тобой.

Ответы матери всегда были расплывчатыми и многогранными, и Женя, которая любила во всем точность и понятливость, никак не могла прийти к единому мнению, в котором были бы очевидны причины, по которым мужчина мог бросить женщину с ребенком.

Но Женя не особенно страдала из-за отсутствия в своей жизни отца. Лариса заменила дочери всех, таща на себе груз ответственности и при этом не жалуясь на свою судьбу. Для дочери она была готова на многое, Жене практически ни в чем не отказывала, а про свою личную жизнь совершенно забыла. Ни разу за все время она не привела в дом мужчины, которого бы Женя могла заподозрить в связи со своей матерью. Лариса оставалась для девочки примером во всем: и в работе, и в отношениях с противоположным полом, да и в быту.

Сама Женя старалась не отставать от матери, помогая ей во всем и пытаясь следовать ее советам во всем. Мать была для девочки эталоном, и любую критику в адрес матери девочка воспринимала в штыки. И критиков вокруг было немало, поскольку Лариса работала судьей. Разумеется, судьей женщина стала не сразу, путь к этой должности был непростым и тернистым. Работа была непростой, связанной с постоянными стрессами и переживаниями, и Женя пыталась поддержать мать, хотя не очень хорошо понимала особенности ее работы.

Только однажды, когда Лариса в очередной раз вернулась с судебного заседания, на котором выносила приговор человеку, который долго издевался над своей пожилой матерью, доведя ее до сердечного приступа, женщина вдруг сказала:

- Зайчик мой, я так устала! Ты даже не представляешь, каково это – видеть несправедливость и копаться в ней с утра до вечера.

Женя и вправду этого не понимала, но она, как и ее мать, хотела, чтобы в мире каждый получил по заслугам. Она хотела ясности во всем, ей была нужна истина, которую получить было не так просто, как могло показаться со стороны.

- Я буду поступать на юридический, - заявила Женя матери, а та только всплеснула руками.

- Дочка, и ты туда же? Зачем тебе быть юристом? Только не говори мне, что хочешь пойти по моим стопам. Не стоит рубить с плеча.

- Мама, я не хочу быть судьей, можешь быть спокойна, - ответила тогда Женя, - но мое желание быть юристом продиктовано исключительно желанием разобраться в каждом вопросе досконально, чтобы не допустить обмана со стороны кого-либо.

- Милая, пойми, мир не делится на черное и белое, и нужно иметь очень большую выдержку и терпение, а еще опыт и мудрость, чтобы понимать это. Ты готова к этому?

- Я готова, - уверенно ответила Женя.

Ей было почти двадцать лет, когда она с усердием училась в институте, пыталась разобраться в каждой статье закона, училась читать между строк и анализировать. А потом влюбилась.

Первой перемены в поведении дочери заметила мать. Женя стала задумчивой и очень часто пропадала по вечерам. Только чуть позже женщина увидела свою дочь в компании молодого человека, прогуливавшихся по улице, взявшись за руки.

- Милая, неужели ты влюбилась? – ласково спросила мама, но Женя лишь мотнула головой. Из этого жеста было непонятно, что же именно происходило в ее жизни.

- Не могу сказать, мама. Но что-то внутри меня точно переменилось.

- И кто он? Он из хорошей семьи?

- Мама, он обычный. И я не знакома с его семьей.

- Женечка, ну как же так? Тогда срочно приводи его к нам, чтобы я сама лично познакомилась с этим мальчиком.

- Мама! Он не мальчик! Ему уже тридцать лет.

Лариса Сергеевна рассмеялась:

- Конечно, тогда это многое меняет. В любом случае, я бы очень сильно хотела познакомиться с молодым человеком, который нравится моей дочке.

Женя привела Николая в гости через две недели после этого разговора. Молодой человек показался Ларисе простым и скромным, но женщина никогда не доверяла своим первым эмоциям от встречи с человеком, а, в особенности, с мужчиной. Наученная горьким опытом, теперь Лариса была внимательна к тому, как человек ведет себя в дальнейшем, но никак не при первой встрече.

- Мама, а теперь мне кажется, что я влюбилась, - однажды сказала Женя. А через месяц выяснилось, что она ждет ребенка.

- Николай собирается делать тебе предложение? – поинтересовалась Лариса Сергеевна спокойным голосом, хотя внутри нее все напряглось при мысли о том, что молодой человек может оставить ее беременную дочь, не женившись на ней и отказавшись от еще не рожденного собственного ребенка.

- Мама, я не знаю! – Женя отвечала раздраженно, потому что сама пока не понимала, по какой причине Николай оттягивает момент предложения руки и сердца. Сама девушка была готова стать его женой, ей было нужно его признание и свадьба.

Но все оказалось не так просто. Разузнав информацию и потенциальном зяте, Лариса впала в панику, потому что оказалось, что молодой человек по имени Николай женат, и его жена, узнав о том, что у ее супруга есть связь на стороне, подала на развод.

Об этом судья узнала от коллеги, когда увидела выходившего из зала заседаний Николая. Молодой человек увидел опешившую от неожиданности мать своей любовницы, и не было смысла врать или не договаривать.

- Николай, что вы намерены делать? Вы разводитесь с женой, а что дальше?

Николай замешкался, а потом вдруг сказал:

- Я не хочу развода, этого хочет моя жена. У нас есть дети, и вы должны понимать, что оставлять их мне бы не хотелось. К тому же я люблю свою жену.

Лариса Сергеевна в ужасе слушала Николая, а сама ломала голову над тем, как теперь донести полученную информацию до своей беременной и весьма впечатлительной дочери.

- А Женю, получается, вы не любили?

- Я ее любил. Но это совсем другое.

И все-таки Женя узнала правду о том, что ее возлюбленный оказался банальным предателем. Это было первое и самое сильное разочарование в жизни девушки, и она долго не могла прийти в себя и поверить в то, что ее могли так жестоко и нагло обманывать.

Лариса пыталась успокоить свою дочь, она не хотела, чтобы Женя испытывала сильный стресс, но все равно ничего не могла поделать с тем, как чувствовала себя дочь. Для нее это событие стало настоящим ударом, подножкой, которую девушка совершенно не ожидала.

- Мама, что же мне теперь делать? – безнадежно спрашивала Женя, которая не была готова к таким трудностям.

- Рожать ребенка и не сетовать на то, что жизнь преподнесла тебе такой неприятный сюрприз. Сделаешь выводы, и все будет хорошо.

- Уже ничего не будет хорошо, - с горечью в голосе говорила Женя, - как после этого верить мужчинам?

- Не верь! Проверяй! Ты ведь учишься на юриста, ты должна иметь железные нервы и всегда трезвый рассудок. Только тогда ты сможешь принимать верные решения, о которых не будешь жалеть.

Женя родила дочку, а с Николаем они больше не встречались. Девушка закончила институт, начала работать в нотариальной конторе, набираясь опыта. Дочку Веру она отдала в ясли, потом в детский сад.

Работая у нотариуса, Женя каждый день сталкивалась с десятками разных судеб и понимала, что ей грех жаловаться на то, что происходило в ее собственной жизни. Ну да, обманул тот, кого она любила и кому верила, но в жизни других людей происходили куда более страшные и странные вещи, которые просто выбивали Женю из колеи.

Каждый вечер, возвращаясь домой, девушка делилась с матерью тем, что видела и свидетелем чего была на протяжении дня. Но Лариса Сергеевна продолжала сохранять хладнокровие и трезвый ум:

- Милая, я тебя предупреждала о том, что в жизни немало трудностей и неприятных событий, которые происходят тогда, когда ты этого совсем не ждешь. Но это жизнь, а, значит, все не может быть так, как ты загадываешь.

Со временем Женя привыкла ко всему, и ее уже ничего не удивляло. После работы в нотариальной конторе девушка перешла на работу в юридическую компанию, где уже могла заниматься адвокатской практикой, а еще через два года, набравшись опыта в качестве адвоката, Женя сама открыла свое юридическое агентство, в котором занималась консультированием людей по гражданским и уголовным делам.

Пришло время, когда Лариса могла гордиться своей дочерью. Женя делала значительные успехи, в ее конторе работали лучшие специалисты, которых дочь выбирала весьма тщательно. Теперь Лариса Сергеевна могла уволиться и заняться тем, о чем давно мечтала – быть домохозяйкой и воспитывать внучку, которую любила без памяти.

Женя не торопилась уезжать от матери. Она смогла купить квартиру побольше, сдав двушку, в которой они прожили столько лет с Ларисой.

- Может быть, тебе лучше жить одной? – осторожно спрашивала мать у дочери, которая решительно заявила о том, что забирает маму с собой в новую квартиру.

- Нет, мама! Ты слишком многое сделала для того, чтобы я имела то, что я имею. Я не оставлю тебя, даже ради вымышленного женского счастья. Тем более, в квартире целых три спальни, мы совершенно не будем мешать друг другу.

Но Ларису Сергеевну волновало другое. Жене было под тридцать, но после отношений и обмана Николая ее дочь так и не смогла ни с кем встречаться и пытаться наладить свою личную жизнь. Женщине, которая сама не особенно была счастлива по-женски, очень сильно хотела, чтобы ее родная дочь смогла пойти другим путем и встретить достойного человека.

Вере было уже семь лет, она пошла в школу, но Женя занималась только работой, и, казалось, что в ее жизни нет места мужчинам. Она только смеялась, когда Лариса пыталась заговорить с дочерью о том, что стоило бы посерьезней отнестись к тому, чтобы дать дочери возможность расти в полной семье.

- Мама, разве нам с тобой было плохо? – спрашивала Женя у Ларисы.

- Мне не было плохо, но я прекрасно понимаю, что, если бы рядом был настоящий мужчина, на которого я бы могла положиться, я могла бы быть счастливее.

Женя не подпускала к себе мужчин. Получив однажды печальный опыт с Николаем, молодая женщина решила, что больше не хочет испытывать боль и разочарование. Пусть все будет у нее, как у ее матери: смогла же Лариса Сергеевна воспитать и вырастить ее без помощи мужчины, зато никаких стрессов и переживаний в жизни женщины не было, никто больше не предавал, а рядом была любящая и любимая дочь – смысл жизни.

Женя так рассуждала, но однажды, возвращаясь с работы, увидела свою мать в компании мужчины. Поначалу Женя ничего особенного не подумала, мало ли с кем может гулять и общаться Лариса Сергеевна: у нее оставались бывшие коллеги, однокурсники, друзья, в конце концов. Но этот мужчина показался Жене незнакомым.

Каково же было удивление молодой женщины, когда в субботу Лариса сообщила о том, что к воскресному обеду у них будут гости.

- Мам, кого мы ждем? – удивилась Женя. – Завтра выходной, мы обычно по магазинам ездим, закупаемся на неделю.

- Я все купила еще вчера, - загадочно ответила Лариса, - а будет у нас мой хороший друг. Его зовут Петром.

Женя усмехнулась. Не тот ли это Петр, с которым мать прогуливалась по скверу? Так и было. Действительно, в гости на следующий день к ним пришел тот самый высокий седовласый мужчина, который смешно смущался и протягивал два букета цветов.

- Дамы, это вам.

Женя с любопытством наблюдала за матерью и ее «хорошим другом». Петр с явным интересом смотрел на Ларису, а она хлопотала по дому, накрывала на стол и тоже совсем не походила на знакомую Жене маму, полностью увлеченную только дочерью и внучкой. Явно нечто большее было между этим Петром и матерью Жени.

- Петр… хм, простите, не знаю вашего отчества, - замялась Женя.

- Для вас, Женечка, можно просто Петр, - с улыбкой ответил мужчина, и Женя согласно кивнула.

- Хорошо, Петр. А вы женаты? Чем занимаетесь?

- Нет, я вдовец. Занимаюсь дачей, пишу статьи в местную газету, в свое время работал адвокатом.

Женя поняла, что мать, скорее всего, знакома с этим Петром по карьерной линии, но все же, ни разу за все тридцать с лишним лет Жениной жизни Лариса Сергеевна не обмолвилась о том, что у нее имеется знакомый Петр, который считался ее «хорошим другом». Неужели мать и этот Петр так тщательно скрывали свои отношения?

Когда Петр ушел, а Вера уже легла спать, Женя с нетерпением обратилась к матери с вопросами:

- И давно у тебя этот Петр? Как вы познакомились? Что у вас с ним?

Лариса Сергеевна с улыбкой рассказала дочери о том, что знакомы с Петром они давно, дружили, много раз пересекались по работе. «Ничего личного» не было, даже намека, до тех пор, пока Петр не овдовел. Его супруга умерла от онкологии около года назад, и вот с тех пор мужчина начал проявлять к Ларисе активные знаки внимания.

Женя слушала мать со скептическим выражением лица. Неужели Лариса, спустя столько лет одиночества и преданности семье, вдруг решится на то, чтобы полностью поменять свою личную жизнь? Говоря о Петре, Лариса Сергеевна выглядела такой воодушевленной и окрыленной, что Жене вдруг стало… завидно. Это чувство казалось каким-то неправильным, нелогичным, ведь нужно было радоваться за мать, которая смогла наладить личную жизнь и на шестом десятке встретить достойного мужчину. Женя не могла спорить с тем, что Петр и вправду был достойным.

- И что дальше, мама? – спросила Женя, глядя на Ларису.

- Я не знаю, милая. Наверное, у нас с Петром что-то может получиться. Сама понимаешь, лет нам немало, да и времени осталось не так много. Я ведь с того момента, как рассталась с твоим отцом, ни с кем и никогда не позволяла себе ничего серьезного.

Женя не знала, что и думать. Мать вдруг в один момент взяла и сломала ее уверенность в том, что можно быть одинокой и счастливой. Можно жить и без мужчины, можно быть счастливой только лишь имея ребенка. Но, когда тебе тридцать, легко ли так жить? Нет, Женя не была готова признаться в том, что ей было легко. Она вспомнила слова матери о том, как нелегко было и самой Ларисе, как она по вечерам писала какие-то курсовые работы для нерадивых студентов, как бегала на частные занятия по истории к детям богатых родителей. Было сложно, а, если бы рядом было надежное мужское плечо…

Через месяц Лариса Сергеевна объявила дочери о том, что переезжает к Петру.

- Мы решили попробовать пожить вместе, - осторожно объявила мать Жене, - нам хорошо вместе, и мы думаем, что будет еще лучше.

- Мам, а тебе не кажется, что вам можно было бы под старость лет и не менять так кардинально свою жизнь? – недовольно спросила Женя. Она переживала за то, что останется без матери, без ее помощи и поддержки.

- Нет, не кажется, - уверенно ответила Лариса, - я слишком долго жила одна, чтобы бояться что-то менять. Мне уже много лет для того, чтобы вообще чего-то бояться. И ты не бойся, я же вижу, как ты переживаешь из-за того, что останешься без меня, но я буду рядом всегда. Мы просто не будем жить вместе. Женя, нам нужно разъехаться, иначе ты никогда не сможешь стать самостоятельной по-настоящему.

Женя обиделась на мать. Ей казалось, что Лариса ее бросила ради мужчины, и это было очень обидным и казалось несправедливым. Несколько дней Женя даже не разговаривала с мамой по телефону, но Вера просилась к бабушке, и Жене ничего не оставалось, кроме как встретиться с матерью. Увидев Ларису, Женя немного опешила. Она думала, что мать будет печальной, накинется на них с Верой, скажет, как она скучала, что жить без них не может. Но нет, Лариса Сергеевна выглядела вполне спокойной и, самое главное, счастливой. Женя не помнила свою мать такой, неужели Петр сделал Ларису столь женственной и воодушевленной?

- Мама, ты изменилась, - заметила Женя.

- Я просто счастлива, - ответила Лариса, - попробуй и ты, может быть, тебе понравится.

- Я боюсь, - ответила Женя, - я боюсь снова обжечься.

- А ты не бойся. Даже если обожжешься, максимум, что получишь – это шрам. Он затянется, забудется, станет уроком. Но все равно рано или поздно ты встретишь того, кто поможет тебе ощутить крылья за спиной.

Лариса Сергеевна улыбнулась так счастливо, что Жене вдруг и вправду захотелось попробовать. Ей было тридцать, вся жизнь впереди. Пусть будут взлеты и падения, не все же время идти по жизни, держась за край маминой юбки. Смешно, ей богу.

Автор: Ирина Пояркова