«Высшее искусство учителя — пробуждать радость в творческом самовыражении и познании».
Альберт Эйнштейн
У каждого из нас в жизни были такие учителя, работа которых не заканчивалась с наступлением каникул или с завершением рабочего дня. О таких нужно обязательно рассказывать — особенно детям.
Например, моему будущему мужу — новенькому в кадетском классе, приехавшему в город из поселковой школы, — классная руководительница подсказала, что он вполне может стать отличником. Пару предметов подтянуть только. Подметила, вдохновила — и он правда закончил школу одним из лучших. Хотя в новом классе его прежние пятерки поначалу были равны тройкам… Она все время проводила с этими своими мальчиками. И до сих пор помнит об их днях рождения. Знает, сколько у кого детей.
У меня есть институтский преподаватель, который плясал на нашей свадьбе. Мы редко общаемся, но очень дружим.
И много еще других, которых помнишь по именам. И каждый достоин отдельного текста.
И скучаешь по ним всем с наступлением каникул. Как будто живет в тебе какой-то биологический цикл, связанный с ученичеством.
У моих девочек есть учитель пения. Старший сын из десяти детей священника. В детстве мы ходили с ним вместе в воскресную школу. А спустя почти 30 лет чудом встретились.
Моя Маша — с отличием закончившая музыкальную школу — как и множество детей, не хотела больше подходить к фортепиано… Было мастерство, но не было радости. А сейчас она учится вокалу. Игра на фортепиано не входит в ее программу. Но она играет так, что одноклассник слышит ее через четыре этажа. И была б ее воля, записалась бы еще в классы барабана и гитары. Какие учителя, такими становятся и ученики. Но копирование это, я заметила, только с положительного, искреннего и детского. От другого они просто отгораживаются, убегают.
Вот поглядите, что они придумали на каникулах. Это ведь не работа, а жизнь.
© Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»