Психология - замечательная отрасль знаний. А вот популяризация её, как бы странно это не звучало - палка о двух концах. Казалось бы, что может быть лучше? Люди стали чаще обращать внимание на свои ментальные проблемы, прислушиваться к себе, обсуждать проблемные вопросы в отношениях. Вот только молоток, каким бы не был хорошим инструментом, в руках того, кто хочет использовать его неправильно или не знает, что с ним делать (а гдавное зачем?) превращается в краайне вредоносный предмет. Мы уже поняли, что абъюзер, по итогу - любой неподходящий вам партнёр, который хотя бы раз применил что-то похожее на манипуляцию. Мы уже знаем, что газлайтер это кто-то, кто категорически не согласен с вашим взглядом на ситуацию, не вполне уверен, что всё так было, как транслируете вы. А начиналось-то как хорошо всё и благородно... Вот и сейчас популяризация психологии, среди непроработанных и не особо умелых пользователей, принесла ещё одну форму эмоционального насалия. Назовём её “давай поговорим”. Как это происходит:
Фаза 1: Манипулятор предлагает обговорить тот или иной вопрос, касающийся взаимоотношений или совместного быта. Или какой-то ситуации. Пока всё хорошо. Жетва не ощущает, никакого подвоха, так как всё, на данный момент, адекватно. Никто не нападает, всё легко и по доброму. Цель - решить обоюдную проблему. Жертва с готовностью включается в обсуждение, старается быть открытой. И вот в этот момент становится уязвимой...
Фаза 2: Затрагиваются острые моменты, жертва пытается обозначить своё видение сложившейся ситуации и натыкается внезапно на дичайшее сопротивление, обесценку, агрессию, сомнения в её словах, попытках за эти самые слова зацепиться и в чём-то жертву уличить.
Фаза 3: Токсичный разрыв коммуникации с трансляцией на жертву чувства вины. Это может быть резкий эмоциональный взрыв, это могут быть невербальные сигналы (закатаные глаза, вздохи, изменение интонации), вербальные послания (“с тобой бесполезно разговаривать, ты стоишь только на своём”, “меня утомляет этот разговор”, “мне больше не хочется это обсуждать”).
Как вариант, жертва может продавиться и принять интерпретации манипулятора, получив при этом от него снисхождение, но неизбежно становясь в позицию виноватогонеправогонезрелого... в общем, того, кто не прав.
В любом случае, у жертвы при данном разговоре нет позитивных сценариев развития событий. Либо она подчиняется, её чешут за ушком и грозят пальчиком, мол “больше так не делай”, снисходительно обещая тоже что-то поменять в своём повежении. Либо она не подчиняется и тогда реакция негативная с транслцией чувства вины за то, что она не хочет общаться адекватно (то есть так, как нужно манипулятору).
Есть ещё вариант быть выведенным на эмоции и опять стать в подчинённую позицию, так как “чего ты злишься, я ведь не нападаю, я же просто хочу поговорить”.
Исходя из этого, мы имеем следующие отличия конструктивного диалога, от манипулятивного:
- В конструктивном диалоге задача обоих партнёров, понять точку зрения другого человека. В манипулятивном - провести его (диалог) по определённому, нужному манипулятору сценарию. Если вы чувствуете, что вас к чему-то явно ведут, есть риск, что диалог манипулятивный.
- В конструктивном диалоге есть задача услышать. Если вы максимально открыты, искренни в диалоге и чувствуете, словно вас оценивают, в вас сомневаются, подвергают критике каждое ваше слово, есть большой риск, что конструктивно диалог не окончится.
- В конструктивном диалоге если вы, конечно, жестко и очевидно не накосячили, есть разные варманты выхода и его завершения. И, как правило, это компромисс или сотрудничество.Вы оба остаётесь на позиции взрочслых людей. В манипулятивном, вы чувствуете, то вас пытаются перевести в оправдательную позицию, запустить в вас эго состояние ребёнка и с агрессией реагируют, если вы туда не становитесь. Там сценарий только один. И если вы при этом чувствуете себя со всех сторон виноватым, хотя реально ничего не сделали плохого, то вот это оно. Нет ну бывет и так, что жестко накосячил ваш партнёр. Но тогда будете как раз виноваты вы оба... Но только в случае сильного перевеса косяков партнёра...
Как же этому противостоять? На самом деле, нет ничего проще в противостоянии манипулятору (который не всегда осознанно манипулирует, кстати), чем прямота. Мы привыкли играть в игры, отыгрывать роли. Мы привыкли скрывать свои эмоции, подозрения, ощущения. Почему? Потому как не всегда проявление этих эмоций или подозрений уместно. Есои чувствуете, что ваш конструктивный диалог” пошёл явно не туда, не стесняйтесь говорить то, как вы это видите и что вы по этому поводу чувствуете, желательно через “Я” высказывания. “У меня ощущение, словно ты заставляешь меня оправдываться”. “Мне неприятно, когда разговор идёт в таком русле” и так далее. В крайнем случае, вы не обязаны удерживаться в коммуникации, которая направлена против вас.
Психология - замечательная отрасль знаний. А вот популяризация её, как бы странно это не звучало - палка о двух концах. Казалось бы, что может быть лучше? Люди стали чаще обращать внимание на свои ментальные проблемы, прислушиваться к себе, обсуждать проблемные вопросы в отношениях. Вот только молоток, каким бы не был хорошим инструментом, в руках того, кто хочет использовать его неправильно или не знает, что с ним делать (а гдавное зачем?) превращается в краайне вредоносный предмет. Мы уже поняли, что абъюзер, по итогу - любой неподходящий вам партнёр, который хотя бы раз применил что-то похожее на манипуляцию. Мы уже знаем, что газлайтер это кто-то, кто категорически не согласен с вашим взглядом на ситуацию, не вполне уверен, что всё так было, как транслируете вы. А начиналось-то как хорошо всё и благородно... Вот и сейчас популяризация психологии, среди непроработанных и не особо умелых пользователей, принесла ещё одну форму эмоционального насалия. Назовём её “давай поговорим”. Как это происходит:
Фаза 1: Манипулятор предлагает обговорить тот или иной вопрос, касающийся взаимоотношений или совместного быта. Или какой-то ситуации. Пока всё хорошо. Жетва не ощущает, никакого подвоха, так как всё, на данный момент, адекватно. Никто не нападает, всё легко и по доброму. Цель - решить обоюдную проблему. Жертва с готовностью включается в обсуждение, старается быть открытой. И вот в этот момент становится уязвимой...
Фаза 2: Затрагиваются острые моменты, жертва пытается обозначить своё видение сложившейся ситуации и натыкается внезапно на дичайшее сопротивление, обесценку, агрессию, сомнения в её словах, попытках за эти самые слова зацепиться и в чём-то жертву уличить.
Фаза 3: Токсичный разрыв коммуникации с трансляцией на жертву чувства вины. Это может быть резкий эмоциональный взрыв, это могут быть невербальные сигналы (закатаные глаза, вздохи, изменение интонации), вербальные послания (“с тобой бесполезно разговаривать, ты стоишь только на своём”, “меня утомляет этот разговор”, “мне больше не хочется это обсуждать”).
Как вариант, жертва может продавиться и принять интерпретации манипулятора, получив при этом от него снисхождение, но неизбежно становясь в позицию виноватогонеправогонезрелого... в общем, того, кто не прав.
В любом случае, у жертвы при данном разговоре нет позитивных сценариев развития событий. Либо она подчиняется, её чешут за ушком и грозят пальчиком, мол “больше так не делай”, снисходительно обещая тоже что-то поменять в своём повежении. Либо она не подчиняется и тогда реакция негативная с транслцией чувства вины за то, что она не хочет общаться адекватно (то есть так, как нужно манипулятору).
Есть ещё вариант быть выведенным на эмоции и опять стать в подчинённую позицию, так как “чего ты злишься, я ведь не нападаю, я же просто хочу поговорить”.
Исходя из этого, мы имеем следующие отличия конструктивного диалога, от манипулятивного:
- В конструктивном диалоге задача обоих партнёров, понять точку зрения другого человека. В манипулятивном - провести его (диалог) по определённому, нужному манипулятору сценарию. Если вы чувствуете, что вас к чему-то явно ведут, есть риск, что диалог манипулятивный.
- В конструктивном диалоге есть задача услышать. Если вы максимально открыты, искренни в диалоге и чувствуете, словно вас оценивают, в вас сомневаются, подвергают критике каждое ваше слово, есть большой риск, что конструктивно диалог не окончится.
- В конструктивном диалоге если вы, конечно, жестко и очевидно не накосячили, есть разные варманты выхода и его завершения. И, как правило, это компромисс или сотрудничество.Вы оба остаётесь на позиции взрочслых людей. В манипулятивном, вы чувствуете, то вас пытаются перевести в оправдательную позицию, запустить в вас эго состояние ребёнка и с агрессией реагируют, если вы туда не становитесь. Там сценарий только один. И если вы при этом чувствуете себя со всех сторон виноватым, хотя реально ничего не сделали плохого, то вот это оно. Нет ну бывет и так, что жестко накосячил ваш партнёр. Но тогда будете как раз виноваты вы оба... Но только в случае сильного перевеса косяков партнёра...
Как же этому противостоять? На самом деле, нет ничего проще в противостоянии манипулятору (который не всегда осознанно манипулирует, кстати), чем прямота. Мы привыкли играть в игры, отыгрывать роли. Мы привыкли скрывать свои эмоции, подозрения, ощущения. Почему? Потому как не всегда проявление этих эмоций или подозрений уместно. Есои чувствуете, что ваш конструктивный диалог” пошёл явно не туда, не стесняйтесь говорить то, как вы это видите и что вы по этому поводу чувствуете, желательно через “Я” высказывания. “У меня ощущение, словно ты заставляешь меня оправдываться”. “Мне неприятно, когда разговор идёт в таком русле” и так далее. В крайнем случае, вы не обязаны удерживаться в коммуникации, которая направлена против вас.
Автор: Макаревич Андрей Сергеевич
Психолог, Медицинский психолог-гипнотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru