General Motors Company – компания с поистине масштабной историей. Один из самых крупнейших автопроизводителей в мире, удерживал пьедестал первенства в течении 77 лет. Создатель первых подушек безопасности, изменившие всю концепцию безопасности на дорогах. Через GM прошли многие автомобильные бренды, такие как Daewoo, Hummer, Opel и другие. Под чашечку кофе узнайте, как компания собрала впечатляющий портфель брендов и растеряла их на своем пути, став банкротом. После, оправилась и устремилась еще выше.
История бренда
Амбициозное начало
Наша история начинается с человека по имени Уильям К. Дюрант, смелого предпринимателя с непоколебимой верой в будущее автомобилей. Прежде Дюрант занимался производством гужевых транспортных средств в Соединенных Штатах. Он не любил автомобили, но его коллега-бизнесмен производитель вагонов, уговорил и продал ему Buick Motor Company в 1904 году.
Вместе с компаньоном Дюрант позаимствовал название у General Electric, одной из влиятельных компаний в сфере авиации и энергетики. И в 1908 году основал компанию General Motors, первым активом компании стал Buick. Но амбиции Дюранта простирались далеко за пределы Buick. Он мечтал создать мощный конгломерат, который объединил бы под одним знаменем несколько автомобильных компаний. В 1909 году он организовал серию слияний, объединив Buick, Oldsmobile и Cadillac в General Motors.
Под руководством Дюранта, компания приобретала новый бренды, и чуть не купила Ford Motor Company, на которых не хватило 2 миллионов долларов. И тут Дюрант был уличен в чрезмерном пользовании заемных средств GM, что привело к его отставке и в 1910 году он был отстранен от управления компанией.
В последующие десятилетия General Motors сделала несколько значительных приобретений, которые определили ее будущее. В 1918 году к семье GM присоединился культовый автомобиль Chevrolet, принесший с собой репутацию доступного и надежного транспортного средства. Chevrolet стал визитной карточкой, или лицом компании Дюранта.
В 1920 году канадская компания McLaughlin Motor Company стала дочерней компанией General Motors of Canada Limited, укрепив свое присутствие на североамериканском рынке. Кроме того, GM приобрела компанию Dayton Engineering Laboratories Чарльза Ф. Кеттеринга, изобретателя электрического стартера, еще больше укрепив свои позиции в качестве лидера в области автомобильных инноваций.
Под руководством Альфреда Слоуна, который стал президентом GM в 1923 году, корпорация начала путь глобальной экспансии. Слоун возглавил приобретение компании Vauxhall Motors в Великобритании в 1925 году и Adam Opel AG в Германии в 1931 году. Эти стратегические шаги вывели General Motors на международную арену, увеличив ее долю рынка.
Во время Второй мировой войны GM играла активную роль в поддержке военных действий. С 1940 по 1945 год компания вносила свой вклад в военное производство, выпуская самолеты и авиационные двигатели.
Свой среди чужих. Опасное положение Opel
Во время Второй мировой войны Opel, немецкое подразделение General Motors, сыграло важную роль в поддержке военных усилий нацистской Германии. Будучи известным производителем автомобилей, Opel быстро сместил акценты, когда началась война. Его заводы были преобразованы в военные предприятия, производящие грузовики, танки и другие военные машины, которые отправлялись на передовую. Opel также внес свой вклад в военную технику, производя авиационные двигатели, артиллерию и запасные части для армии.
Интригующим аспектом является то, что General Motors сохранила контроль над Opel, несмотря на то, что это была американская компания. Даже после вступления Соединенных Штатов в войну после нападения на Перл-Харбор в 1941 году General Motors продолжала управлять своим немецким филиалом. Это решение вызвало критику и споры, поднимая вопросы об участии General Motors в поддержке нацистского режима.
Интересно, что пока Opel удовлетворял растущие потребности немецких военных, филиал Vauxhall Motors, еще одной компании, принадлежащей GM, одновременно производил танки для союзных войск. Эти контрастные роли в годы войны наглядно демонстрируют сложности, с которыми столкнулись General Motors и ее дочерние компании.
После окончания Второй мировой войны Opel и General Motors столкнулись с серьезными проблемами. Авиация союзников наносила удары по заводам Opel, что привело к значительным разрушениям и сбоям в работе. Компании пришлось ориентироваться в послевоенной обстановке, размышляя о той роли, которую она сыграла во время конфликта, что отразилось как на ее деятельности, так и на репутации.
Расширяя горизонты, вплоть до луны
1950-е годы стали для GM периодом инноваций. Корпорация внедрила множество усовершенствований в модельный ряд своих автомобилей, включая автоматические коробки передач для всех марок, восьмицилиндровые двигатели, улучшенную аэродинамику, а также гидроусилитель руля, усилитель тормозов, кондиционер и ремни безопасности. В 1953 года GM приобрела Euclid Trucks, производителя тяжелой техники для землеройных работ, включая самосвалы, погрузчики и колесные тягачи-скребки которые позже породили бренд Terex.
В следующем десятилетии компания создала несколько самых знаковых и почитаемых автомобилей класса "мускул". От Chevrolet Camaro до Pontiac GTO - подразделения GM, занимающиеся разработкой мощных автомобилей, создали машины, воплощающие мощь, скорость и стиль. Эти мускул-кары стали символами американской автомобильной культуры и продолжают очаровывать энтузиастов во всем мире.
В 1960-х годах GM расширила свою деятельность в таких отраслях, как производство бытовой техники, страхование, локомотивы, электроника и банковское дело, расширив свой портфель за пределы автомобильной промышленности. Эта диверсификация способствовала впечатляющей прибыльности, превышающей средние показатели по отрасли. В сотрудничестве с компанией Boeing подразделение оборонной электроники GM Delco разработало луноход, который в 1971 году исследовал поверхность Луны.
Однако в 1970-х годах GM столкнулась с трудностями, вызванными нефтяным кризисом и жесткими нормами по загрязнению воздуха, что сказалось на доходах компании. Тем не менее, GM адаптировалась, став одной из первых компаний, установивших катализаторы в своих моделях.
В 1984 году компания приобрела компании Electronic Data Systems (EDS). GM осознала растущее значение компьютерных технологий и систем хранения данных и увидела возможность улучшить свою деятельность. Приобретая EDS, GM стремилась рационализировать свои коммуникации и управление данными, что сделало ее пионером в интеграции технологий в свою деловую практику.
Опираясь на успех приобретения EDS, в 1986 году GM нацелилась на еще одну значительную покупку: Hughes Aircraft Company. Это приобретение позволило GM освоить новые области, такие как спутниковая связь и авиация.
Но на этом стремления GM не остановились. В 1990 году компания сделала значительные инвестиции в Saab Automobile AB, шведского автопроизводителя, известного своим вниманием к безопасности и инженерным достижениям. Целью этого партнерства было использование опыта и репутации Saab для укрепления позиций GM на мировом рынке. Кроме того, это предприятие заложило основу для создания Saturn Corporation, дочерней компании, ориентированной на производство небольших экономичных автомобилей. Цель Saturn - привлечь растущий сегмент экологически сознательных потребителей, что соответствует видению GM будущего мобильности.
В 1998 году AM General (автопроизводитель тяжелых транспортных средств и автобусов) заключила совместное предприятие с General Motors для создания гражданской версии Humvee, которая продавалась бы под маркой "Hummer". Этот шаг позволил автомобилям Hummer перейти от военного использования к потребительскому рынку. Под новым брендом выходили различные модификации внедорожника. Hummer привлек внимание своими внушительными размерами, возможностями и смелым дизайном, что сделало его популярным выбором среди людей, стремящихся к суровому и авантюрному вождению.
В 1999 году GM приобрел 20% акций Fuji Heavy Industries, материнской компании Subaru, чтобы воспользоваться репутацией Subaru как надежного и универсального производителя. Это партнерство позволило GM еще больше разнообразить модельный ряд и расширить свое глобальное присутствие.
В том же году GM сделал еще одну значительную инвестицию, приобретя 20% акций итальянского автопроизводителя Fiat Auto S.p.A. Это сотрудничество было направлено на усиление синергии и совместное использование ресурсов, что повысило конкурентоспособность обеих компаний на европейском рынке.
Современное время
Российско-американские связи
General Motors официально вышла на российский рынок в 2002 году, создав совместное предприятие с АвтоВАЗом, крупнейшим российским автопроизводителем. Целью совместного предприятия, известного как GM-AvtoVAZ, было производство и продажа автомобилей под маркой Chevrolet в России.
Помимо совместного предприятия с АвтоВАЗом, General Motors инвестировала в создание завода в Санкт-Петербурге, который начал работу в 2008 году. Завод в Санкт-Петербурге производит ряд моделей Chevrolet, адаптированных к российскому рынку и дорогам.
Chevrolet Niva, компактный внедорожник, был хорошо принят в России благодаря своему прочному дизайну и способности преодолевать суровые погодные условия и препятствия. Chevrolet Cruze и Chevrolet Aveo - другие модели, завоевавшие популярность на российском рынке.
Сотрудничество с "Группой ГАЗ": General Motors сотрудничает с "Группой ГАЗ", ведущим российским автопроизводителем, в рамках различных проектов. Одним из заметных проектов стало совместное производство легких коммерческих автомобилей под брендом "ГАЗель Next". Это партнерство продемонстрировало стремление GM к развитию местных альянсов и использованию российского опыта в автомобильной промышленности.
На пути к электрификации
В 2005 году, столкнувшись с трудностями, GM приобрела контрольный пакет акций GM Daewoo Auto & Technology, которая была переименована в Daewoo Motor Company. Этот шаг облегчил выход GM на корейский рынок и позволил получить доступ к инженерному и конструкторскому опыту Daewoo. Переименованное подразделение, GM Korea, сыграло решающую роль в разработке инновационных и экономичных автомобилей.
Во время мирового финансового кризиса 2008 года GM, как и другие автопроизводители, столкнулся с серьезными проблемами и обратился за помощью к правительству США. В рамках процесса реструктуризации под руководством правительства GM оптимизировал свою деятельность и сосредоточился на своих основных брендах. В результате в 2010 году были проданы бренды Saturn и Pontiac, что позволило GM сконцентрировать ресурсы на своих самых сильных брендах. Вливание денег Правительством США помогло выйти компании из кризиса.
Стремление GM к устойчивой мобильности привело к значительному прогрессу в области электромобилей и автономных транспортных средств. Выпуск Chevrolet Volt в 2010 году и Chevrolet Bolt EV в 2016 году стали важными вехами в стремлении GM к более экологичному будущему.
Стремление GM к лидерству на рынке электромобилей (EV) достигло новых высот с объявлением платформы Ultium в 2020 году. Эта модульная платформа EV послужила основой для нового поколения электромобилей, предлагая улучшенные показатели дальности хода, производительности и гибкости. Появление GMC Hummer EV, Cadillac Lyriq и других электрифицированных моделей продемонстрировало приверженность GM экологичному транспорту и видение полностью электрического будущего.
В последние годы GM продолжает адаптироваться к быстро меняющемуся отраслевому ландшафту. Компания сосредоточилась на укреплении партнерских отношений, создании альянсов с технологическими компаниями и изучении новых концепций мобильности. Сотрудничество с Lyft, Honda и другими игроками отрасли продемонстрировало стремление GM оставаться гибким и открытым для инновационного сотрудничества.
После продолжительной истории с разными брендами, у GM остаются её самые преданные бренды Chevrolet, Buick, GMC и Cadillac.
В списке 2000 крупнейших компаний по версии журнала Forbes, компания GM занимает 70 место с рыночной стоимостью в 46 миллиардов долларов. На пять пунктов обгоняет Mitsubishi и отстает на строчку от Tesla.
Будущее компании
Компания ставит перед собой целью стать лидером в области электромобилей и автономных транспортных средств. В 2021 году GM объявила о своих планах выпустить 30 новых электромобилей в ближайшие пять лет. Кроме того, компания активно работает над разработкой технологий для автономных транспортных средств.
GM полностью берет курс на электрификацию своих брендов. Компания уже выпустила ряд электрические версии своих моделей, таких как Chevrolet Equinox, ей противостоят сильные конкуренты такие как Ford Mustang Mach-E, Ford F-150 Lightning, Toyota Prius Prime и Volkswagen –– Volkswagen ID.4. Кто окажется лидером в этой гонки, время покажет.
Основными акционерами GM выступают инвестиционные организации, такие как Blackrock Inc, Vanguard Group, Inc, State Street Corporation, и другие. На момент написания статьи они владеют более 80% акциями и дивидендами от прибыли. Другие держатели — это частные акционеры и банки.
_____
Спасибо всем, кто дочитал и благодарю за подписку.
Напишите в комментариях, когда наконец АвтоВАЗ выкупит General Motors, и вслед за Chevrolet Niva, выпустит Chevrolet Semerka)