Найти тему
Сергей Миронов

С ума сошли с этими ценами! Сколько должен стоить новый автомобиль на самом деле

Оглавление

Нынешние цены на автомобили иначе как безумными не назовёшь. Могло ли вам 10 лет назад привидеться, что за «бюджетное» авто в салоне с вас попросят полтора-два миллиона рублей?!

Уход зарубежных компаний, инфляция, курс доллара – каких только причин не называют чиновники и автодилеры. А суть всё та же: на наших глазах автомобиль из средства передвижения превращается в роскошь.

А хотите новенький комфортный автомобиль за 500 тысяч? Мечта, говорите? Так они сбываются!

Занимательная арифметика

Казалось бы, вполне естественно иногда с нежностью вспомнить прошлое. Трава зеленее, деревья выше… Новенький Хёнде Солярис стоит 379 тыс. руб., а Лада Гранта и вовсе обходится в 259 тысяч…

Стоп! Здесь-то речь идёт про времена не столь уж и отдалённые – упомянутые цены относятся к 2011 и 2013 годам соответственно. Но при этом на фоне нынешних цен на автомобили вызывают только шок.

Вот вам для наглядности занятная инфографика:

Источник: портал 66.ru
Источник: портал 66.ru

По данным Росстата, новые автомобили за прошлый год подорожали на 24%: на 39,1% –иномарки и на 29,6% – отечественные модели.

Вопросов к этой статистике, конечно, немало. Аналитическое агентство «Автостат», к примеру, приводит совсем другие данные:

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Да и вообще, видимо, по параллельному импорту в Россию завезли параллельную математику, если из 39% и 29% получилось 24%. Впрочем, не так уж и ново: любой пенсионер скажет: если по телевизору передали, что тарифы ЖКХ повышают на 9% – жди в платёжках +15% минимум.

Что выбрать, когда денег нет

Вернёмся к плачевной ситуации на авторынке и приведём ещё три факта. Во-первых, продажи новых машин в прошлом году не просто упали – они с грохотом рухнули более чем в половину.

Во-вторых, недавно на одном интернет-ресурсе провели любопытный опрос с целью выяснить, какую сумму готовы потратить потребители на новый автомобиль, если его покупку нельзя будет отложить. Больше 40% указали, что готовы отдать за новое авто не больше миллиона рублей – а мы с вами уже выяснили, по каким ценам сейчас предлагают «бюджетные» варианты. Хуже другое: треть участников голосования вообще не смеет мечтать о новом автомобиле – денег нет. Весьма скромные данные, если учесть, что, по другим сведениям, число тех, кто не может позволить себе новый автомобиль, доходит до 80%. Тут даже комментировать нечего.

-4

И в-третьих, Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ уже отмечает подъём аварийности из-за ускоренного старения автопарка и увеличения количества подержанных авто (в том числе с правым рулём). Сейчас, по данным центра, свыше 15 лет эксплуатируются 25% легковых машин и больше 40% грузовых. По прогнозам, ситуация будет ухудшаться, а проблемы – нарастать.

Что же дальше?

С одной стороны, вроде бы дефицит на авторынке постепенно уходит в прошлое, сбежавшие бренды заменяют новые. Отложенный спрос, согласно законам экономики, оживляет продажи.

С другой, более 30% нашего автомобильного рынка заняли китайские модели, а в 2023 году, по оценкам экспертам, их доля превысит 40%. И тут есть нюанс. Сами китайцы предпочитают недорогие седаны гольф-класса, а лидером продаж в КНР в 2022 году и вовсе стал крошка-электромобиль.

Однако, учитывая огромные расходы на перевозку и сертификацию, дилерам ввозить такие модели просто невыгодно – они выбирают кроссоверы стоимостью под два миллиона и дороже. Это тебе не Рено Логан или Форд Фокус – подобные именно им «хиты» пригодились бы сейчас, когда потребительская способность населения падает.

И ещё вопрос: может схема параллельного импорта, который продлили на весь 2023 год, покрыть потребности авторынка? Не похоже. Кроме того, параллельный импорт не способен снизить цены ни на готовые автомобили, ни на их запчасти.

Получается, предпосылок для позитивных перемен на горизонте, увы, не видно.

«Петух прокукарекал, а там хоть не рассветай»

Согласитесь, ситуация критическая. И не мешало бы государству подумать о том, как решить огромный воз проблем в отрасли.

Фото из социальных сетей
Фото из социальных сетей

Впрочем, нельзя сказать, что совсем ничего не делается. Например, за последние пять лет сменили друг друга уже три Стратегии развития отечественного автопрома. То есть они даже не успевают завершить действие – просто отменяют и перекрывают друг друга. Последняя рассчитана на срок до 2035 года, и, по всей видимости, её авторам отчитываться по итогам не придётся.

Хотя нам с вами от этих документов, что называется, ни холодно ни жарко – ни в одной из этих стратегий ни слова не сказано про стоимость автомобиля или про его доступность. Как будто проблемы отечественного автопрома существуют в одном мире, а потребители – в другом. Потому и остаются все эти красивые слова лишь на бумаге.

Всё правильно сказано там о перспективных технологиях – электромобилях, беспилотном транспорте. Но развивать автопром как крупносерийное производство, как отрасль можно только на основе массового спроса. И не в туманной перспективе, а здесь и сейчас.

Выход есть!

Как думаете, что можно противопоставить набору букв и цифр в сменяющих друг друга бумажках? С моей точки зрения, только конкретную цель, прорывной проект с мощной государственной поддержкой.

Нам необходим «народный автомобиль» – современный, комфортный, доступный для потребителей и обязательно созданный на российской компонентной базе.

Поскольку доступность – важный критерий, отправной точкой станет цена – по нашим расчётам, примерно 500 тысяч рублей.

-6

Конечно, перед нами лишь примерный набор параметров, которые лягут в основу «народного автомобиля» – список можно и нужно дополнять и корректировать.

Добавлю, что сразу после того, как предложение о «народном автомобиле» было озвучено впервые публично, посыпались комментарии экспертов в духе «сложно–дорого–невозможно».

С самыми авторитетными специалистами пару недель назад мы организовали глубокое обсуждение проблем российской автомобильной промышленности. И пришли к выводу, что, хотя задача архисложная и потребуется очень многое (активная поддержка государства, вложения из бюджета, время, колоссальные усилия), цель всё-таки принципиально достижима.

Да, задачи сложные. Но что остаётся? Ждать, что изобретут машину времени и удастся слетать в 2010-й, чтобы купить авто за 400 тысяч? Или надеяться, что добрые товарищи-китайцы поделятся с нами всеми наработками?

Нет! Настала пора вспомнить, что в приоритете должны быть не менеджеры, без конца хвастающие успехами продаж, а инженеры и рабочие. Настало время поддержать их – ради тех, кто ждёт появления по-настоящему доступного и современного личного транспорта.

✅ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

1️⃣ “Не могу я дома отсиживаться”. Когда спасти друга – дело чести: история “музыканта” Димы Кулика

2️⃣ Лучшая детективная история Советского Союза: тест по фильму "Место встречи изменить нельзя"

3️⃣ “Иду с вами, ребята. До конца”, – сказал он с улыбкой… Что написал в походном блокноте настоящий десантник

Авто
5,66 млн интересуются