Найти в Дзене
5 Колесо

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами

Автобус везет меня вдоль корпусов бывшего завода Nissan, который теперь называется «Лада Санкт-Петербург». На задворках виднеются несколько покрытых пылью «Кашкаев» – память о прежних хозяевах предприятия. Площадки-накопители, где обычно хранятся машины перед отправкой дилерам, пока стоят пустыми, но скоро их начнут заполнять кроссоверами Lada новой модели X-Cross 5, которая появилась на свет благодаря китайцам.

Представители АВТОВАЗа раскрыли ценовой диапазон, к которому будет относиться их новый кроссовер – это 2-2,5 млн рублей, в зависимости от оснащения.
Представители АВТОВАЗа раскрыли ценовой диапазон, к которому будет относиться их новый кроссовер – это 2-2,5 млн рублей, в зависимости от оснащения.

То, что X-Cross 5 – это FAW Bestune T77 под логотипом Lada знают все, но официально АВТОВАЗ об этом не говорит. Более того, компанию, которая помогла запустить производство этих кроссоверов в Питере, даже не называют китайской – во всех пресс-релизах это «восточный партнер». Таковы новые правила игры под названием «как избежать вторичных санкций», в которую сейчас играют многие зарубежные производители в России.

В таком виде кузов приходит из Китая. На конвейер его закатывают вручную, а далее кузов движется на подвесе.
В таком виде кузов приходит из Китая. На конвейер его закатывают вручную, а далее кузов движется на подвесе.

Поэтому и «Москвич» никто официально не признает за JAC, хоть это секрет Полишинеля. Причем в плане маскировки ему повезло больше: форма логотипа JAC и «Москвича» совпадают, поэтому российское лого появилось не только на кузове, но и на руле. А вот на руле Lada X-Cross 5 ладью мы увидим нескоро: под логотипом здесь находится водительский эйрбэг, поэтому потребуется не только изготовить новую накладку, но и испытать ее на безопасность.

Чтобы на руле появилась фирменная ладья Lada, нужно разработать и испытать новую пластиковую накладку, под которой находится подушка безопасности.
Чтобы на руле появилась фирменная ладья Lada, нужно разработать и испытать новую пластиковую накладку, под которой находится подушка безопасности.

Кстати, по сравнению с перезапуском производства на бывшем столичном заводе Renault, где «Москвичи» вначале катали на тележках, и лишь потом запустили конвейер, в Питере сразу перешли к конвейерной сборке. Почему на «Москвиче» не сделали также? Сергея Захарченко, директора производства завода «Лада Санкт-Петербург», такое решение тоже удивило. За его плечами опыт работы и на заводе в Тольятти, где он курировал линию B0, и в Ижевске, где запускали «Весту» (быстрота подготовки площадки к выпуску новинки позволила «отобрать» эту модель у коллег из Тольятти), и на московском заводе «Рено Россия». По его словам можно было адаптировать реношный конвейер под «Москвичи» и не мучиться с тележками – в конечном итоге вышло бы дешевле, хотя и дольше. Но столичным властям нужно был запустить завод как можно скорее, поэтому с расходами особо не считались…

Завод Nissan изначально был заточен под выпуск машин разных габаритов и классов, построенных на разных платформах. Это сыграло АВТОВАЗу на руку и позволило быстро адаптировать конвейер под новую модель Lada.
Завод Nissan изначально был заточен под выпуск машин разных габаритов и классов, построенных на разных платформах. Это сыграло АВТОВАЗу на руку и позволило быстро адаптировать конвейер под новую модель Lada.

Впрочем, завод в Питере тоже перезапустили в рекордные сроки. Изначально говорилось, что сборка машин здесь возобновится осенью – об этом стало известно еще в начале февраля, когда АВТОВАЗ приобрел за 1 евро 99% доли в уставном капитале «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС». Причем сделка прошла не напрямую, а через «прокладку» в виде ФГУП НАМИ, чтобы отвести АВТОВАЗ от возможных санкций. Уже тогда говорилось о планах выпуска на питерском заводе «новых моделей Lada в сегментах С и D». При этом официальный запуск конвейера состоялся гораздо раньше запланированного срока, 17 июня – в последний день ПМЭФ, где присутствовал Владимир Путин. Сам президент на завод не приехал, но губернатор Петербурга и глава Минпромторга здесь отметились. Также завод посетил шеф АВТОВАЗа, Максим Соколов, и предводитель ЛДПР Леонид Слуцкий, заявивший, что он будет первым покупателем Lada X-Cross 5.

Перезапуск питерского завода Nissan вряд ли был бы возможен без поддержки Минпромторга и правительства города.
Перезапуск питерского завода Nissan вряд ли был бы возможен без поддержки Минпромторга и правительства города.

На все это действо смотрел коллектив из нескольких десятков заводчан: с их формы срезали надписи Nissan, но бирки Lada еще не пришили. Они искренне благодарили за то, что АВТОВАЗ совместно с правительством Петербурга сумели сохранить рабочие места. Кстати, зарплату им тоже сохранили. И весь год, что завод находился в простое, работникам платили 2/3 оклада, при этом они могли просто сидеть дома. Не удивительно, что оставаясь в штате предприятия, многие нашли подработку на стороне.

Рабочая форма - ниссановская, но уже без знаков различия.
Рабочая форма - ниссановская, но уже без знаков различия.

Когда новый владелец объявил о том, что завод возобновляет работу, вернулись на конвейер не все, но большинство осталось. Всего в штате «Лада Санкт-Петербург» сейчас числится около полутора тысяч человек, но в первый официальный день работы завода на конвейере было занято в разы меньше людей – похоже, что основной человеческий резерв еще ждет своего часа. Как и резерв мощностей самого предприятия, которое даже при Nissan работало вполсилы.

«На модернизацию конвейера и складского комплекса у нас ушло всего три месяца. Причем мы не разрушили то, что было до нас, а сделали лучше. Сейчас на линии можно собирать модели различных сегментов, и даже те, что выпускались здесь раньше» - говорит Сергей Захарченко.

То есть, если Nissan решит вернуться в Россию, проблем с возобновлением выпуска японских кроссоверов на питерской площадке не будет. Ведь согласно договору, в течение шести лет с момента заключения сделки японцы вправе выкупить свой завод обратно. Вот только вернутся ли они? Сейчас в это верится с трудом. С другой стороны, шесть лет – большой срок, и за это время может многое измениться. По словам Сергея Захарченко, японцы оставили завод в хорошем состоянии. Все оборудование рабочее, хотя и отключено от корпоративной сети Nissan. Но проблему с ПО уже решили и со следующего года здесь планируется запустить цеха сварки и окраски кузовов, а также цех по производству пластиковых элементов, где раньше отливали бамперы для «Икстрейлов» и «Кашкаев».

Двигатели подвозятся к сборочной линии на роботизированных платформах.
Двигатели подвозятся к сборочной линии на роботизированных платформах.

Сейчас кроссоверы производятся методом крупноузловой сборки из полуразобранных машин, которые везут к нам в 40-футовых контейнерах из Китая. Пока используется сухопутный логистический путь, но позднее контейнеры хотят поставлять по морю – так дешевле, да и само месторасположение завода, соседствующего с несколькими портами, этому благоволит. В контейнер влезает четыре кузова, но еще отдельно везут все прочие компоненты, поэтому в среднем выходит 3,2 машины на контейнер. Так что выигрыш в стоимости доставки, по сравнению с уже собранными автомобилями, есть и немалый.

Китайский турбомотор никак не адаптировали для России, хотя его мощность можно было бы снизить до 150 л.с. и тем самым уменьшить транспортный налог.
Китайский турбомотор никак не адаптировали для России, хотя его мощность можно было бы снизить до 150 л.с. и тем самым уменьшить транспортный налог.

А еще машинокомплекты обычно растамаживают по льготной ставке. Но даже при таком раскладе стоимость готовых машин, завезенных напрямую из Китая, с учетом всех налогов и сборов, выходит не сильно выше. Поэтому пока утильсбор на иномарки не поднимут до заградительного уровня, собирать машины в России будет не выгодно – об этом говорят не только на АВТОВАЗе, но и на других отечественных автозаводах. Но, для начала, нужно насытить рынок, чтобы сбить дефицит и умерить аппетиты дилеров, накручивающих цены на ходовые модели…

Перед установкой на машину подвеска размещается на специальном стапеле
Перед установкой на машину подвеска размещается на специальном стапеле

К готовому кузову на заводе прикручиваются передний и задний подрамники с пружинами и амортизаторами, ставится мотор с трансмиссией, система выпуска и заливаются технические жидкости. Ну и «вишенка на торте» – установка на решетку радиатора логотипа с ладьей. Его, как и шильдики на двери багажника, делают в Сызрани и это пока единственные российские компоненты Lada X-Cross 5. Более углубленная локализация начнется со следующего года, причем приоритет будет отдан местным поставщикам. АВТОВАЗ уже разослал предложения производителем автокомплектующих из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и теперь ждут от них ответ. Если не срастется с местными компаниями – будут привлекаться производители из других регионов.

Так происходит «женитьба» кузова и подвески
Так происходит «женитьба» кузова и подвески

Первыми в очереди на импортозамещение стоят аккумуляторы, шины, колесные диски и стекла – с ними проблем точно не будет. Запустить штамповку кузовных панелей в России – тоже вполне по силам. А вот с электроникой, двигателями и коробками передач уже сложнее: их локализация потребует колоссальных затрат. Хотя игра стоит свеч. Так 1,5-литровый турбомотор мощностью 160 л.с., который ставят на X-Cross 5 в паре с 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями, мог бы прописаться под капотом и других моделей Lada. Но запустить моторный завод, не говоря уже о производстве «роботов», не только очень дорого, но и долго. И на АВТОВАЗе пока так далеко за горизонт не заглядывают.

Планов по локализации китайского турбомотора у АВТОВАЗа пока нет
Планов по локализации китайского турбомотора у АВТОВАЗа пока нет

Текущая задача – загрузить конвейер, сохранив рабочие места и квалификацию специалистов, и наращивать объемы производства. В этом году планируется выпустить около 10 тысяч Lada X-Cross 5. В следующем – уже 30 тысяч машин, причем трех моделей (добавится еще один кроссовер и седан D-сегмента, также FAW), а в 2025 году предприятие «Лада Санкт-Петербург» должно выпустить уже 50 тысяч автомобилей. Примерно столько же выпускал здесь Nissan в лучшие годы. Но даже это – меньше половины проектной мощности завода (22 автомобиля в час в три смены), который строился в «тучные» времена, когда российский авторынок рос как на дрожжах и должен был стать крупнейшим в Европе. И, может быть, когда-то станет. Ведь уровень автомобилизации в России пока далек от уровня европейских стран, не говоря про США. И деньги у людей есть – нет достаточного количества автомобилей в самом востребованном сегменте от миллиона до двух миллионов рублей. Правда, новый кроссовер АВТОВАЗа в этот сегмент не попадает.

Бедных комплектаций у Lada X-Cross 5 не будет: уже в «базе» кроссовер идет на литых дисках и со светодиодной оптикой
Бедных комплектаций у Lada X-Cross 5 не будет: уже в «базе» кроссовер идет на литых дисках и со светодиодной оптикой

Сколько будет стоить Lada X-Cross 5? Точных цен и комплектаций первого в истории «Лада» автомобиля С-сегмента, пока нет – они будут объявлены ближе к осени, когда запланирован старт продаж. Те не менее, представители АВТОВАЗа раскрыли ценовой диапазон, к которому будет относиться их новый кроссовер – это 2-2,5 млн рублей, в зависимости от оснащения. При этом уже в «базе» новинка будет хорошо «упакована»: у нее будут легкосплавные диски, климат-контроль, электронная приборная панель, медиацентр и многое другое. Кстати, цена FAW Bestune T77 тоже находится в этом диапазоне, но у модели российской сборки будет ряд преимуществ перед китайским аналогом – это более широкая дилерская сеть, собственные маркетинговые программы АВТОВАЗа, а также возможность включения Lada X-Cross 5 в госпрограммы по субсидированию покупки новых машин. Ну и силу бренда тоже не стоит списывать со счетов: «Ладу» знают в каждом уголке России.

Первый кроссовер Lada питерской сборки уже забронирован главой ЛДПР
Первый кроссовер Lada питерской сборки уже забронирован главой ЛДПР

При этом для самого АВТОВАЗа это проект не несет очевидной финансовой выгоды, ведь даже в бытность Nissan питерский завод только один год не был убыточным. А ведь помимо «Лада Санкт-Петербург» АВТОВАЗ планирует оживить еще два автозавода: совместно с новыми «восточными партнерами» будет запущено производство на предприятии «Лада Ижевск» и на бывшем СП GM-AvtoVAZ в Тольятти. В чем смысл, если, проще завозить машины напрямую из Китая? Очевидно, что главная цель масштабных инвестиций АВТОВАЗа – это сохранение существующих и создание новых рабочих мест, причем не только на своих заводах, но и на предприятиях поставщиков. Одновременно с этим должны расти компетенции российских специалистов, чтобы мы научились создавать и производить современные отечественные автомобили, а не только ставить колеса и клеить новые логотипы на иномарки.

-14

Что еще почитать:

Сколько будет стоить китайская «Лада»: названа цена Lada X-Cross 5

АВТОВАЗ купил завод Nissan за… 76 рублей

Застой автопрома: почему за 10 лет в России не создали ни одной новой легковушки?

Авто
5,66 млн интересуются