В проекте сопровождаемой профориентации "Друг и Наставник" фонда «Гольфстрим», участвуют 2 категории подростков и молодых людей:
- подростки и молодые люди с ОВЗ, проживающие в семьях, находящиеся в процессе профессионального самоопределения.
- подростки и молодые люди с ОВЗ, проживающие в государственных организациях г. Москвы, находящиеся в процессе профессионального самоопределения.
В силу особенностей развития эти ребята имеют ряд специфических сложностей, как правило, они социально малоактивны, проявляют ограниченный интерес к новым знаниям, им проще справиться с тем, что уже знакомо и изучено. Инертность и пассивность проявляются во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в направлении профориентации. У многих из них существенно недоразвиты моторные и речевые функции, присутствуют нарушения эмоционально-волевой сферы, примитивность интересов, потребностей, мотивов. Всё это, безусловно, осложняет коммуникацию, накладывает некоторые ограничения на возможность выбора профессиональной деятельности, но, и является предметом пристального внимания родителей и педагогов! Понимая все эти сложности, процесс вовлечения подростка в мир профессий необходимо начинать задолго до того, когда проблема профессионального выбора становиться актуальной.
Успешное решение задач профильного обучения во многом зависит от того, насколько эффективно образовательные и социальные учреждения, в которых воспитываются ребята, взаимодействует с семьей. Семья оказывает глубокое влияние на личность ребенка. Близкими людьми, с раннего детства, закладываются основы его нравственности, определяются жизненные установки и отношение к трудовой деятельности. Ценностные семейные ориентиры, оказываются базовыми для профессиональной ориентации.
Несмотря на то, что и родители, и педагоги осознают потребность сотрудничества в вопросах профессионального самоопределения детей, они не всегда располагают апробированными методами и средствами совместных действий.
Проект профориентации "Друг и Наставник" как раз направлен на решение этих задач. В рамках проекта родители получают сведения о том, как важно не только направить интерес ребёнка, к выбранной деятельность, но и повсеместно, в быту, осуществлять подготовку детей и подростков к самостоятельной жизни.
И для этого следует:
- Формировать и закреплять навыки самообслуживания.
- Воспитывать дисциплинированность.
- Формировать уважительное отношение к труду, подкрепляемое примерами из жизни (родственники, друзья семьи, известные люди и т. д.).
- Использовать всевозможные стимулы с целью поощрить ребенка к проявлению трудовой инициативы, самостоятельности, помощи тем, кто в ней нуждается.
- Привлекать к выполнению посильной домашней работы (уборка, стирка, покупки, полив комнатных растений, уход за домашними животными, мытье посуды и т. д.).
- Обучать ведению домашнего хозяйства: готовить пищу, содержать дом в чистоте, ухаживать за одеждой и обувью, рассчитывать семейный бюджет и т. д.
- Обучать содержанию в порядке своего рабочего места (например, письменного стола со всеми учебными принадлежностями, рабочего уголка и т. п.).
- Выявлять различные интересы и склонности ребенка.
- Знакомить с трудовой деятельностью родителей, родственников, рассказывать, в занимательной форме о представителях различных профессий.
- Организовывать контроль трудовой деятельности ребенка.
- Помогать в выборе места профессионального обучения.
Трудовое воспитание помогает формировать устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, инициативность, развивается умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе.
Подросток включённый в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результате их труда, происходит развитие высших психических функций, мелкой моторики, совершенствуется двигательная координация. В результате формируется трудолюбие, возникает потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Материал подготовлен психологом проекта Благотворительного фонда «Гольфстрим» по сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» реализуемого при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
Поддержать программы благотворительного фонда "Гольфстрим" и помочь подопечным можно по ссылке.
Если вам было интересно, подпишитесь на наш Дзен-канал или следите за новостями на сайте Фонда и в телеграм-канале БФ "Гольфстрим". Будем рады, если оставите для нас комментарий, нам важно ваше мнение. Ждём среди наших подписчиков!