Найти в Дзене
Такое поведение

АВА-терапия в подходе Хенли: слухи и реальность

Оглавление

Это статья-изложение вебинара "Мифы и реальность в подходе ПФА/ТОН", который провела поведенческий аналитик ВСВА и Level 6 Supervisor Любовь Островская. В статье будут и мои примечания (куда же без них).

Подход Хенли в АВА начал практиковаться относительно недавно. Вопросов и сомнений вызывает множество, а значит, нужно добавлять информации о нём, поэтому выступления на эту тему очень кстати.

Оригинал вебинара доступен по ссылке: https://youtu.be/WCq_ZB9JVEs

ТГ канал PFA and SBT (G. Hanley)_RUS: https://t.me/pfa_sbt_rus

Не знаете, что делать — делайте Хенли

Сам подход был разработан для работы с тяжёлым проблемным поведением ещё в 2014г. и с тех пор не прекращает развиваться.

Широкую известность он приобрёл благодаря своей эффективности. Оказалось, что изменить проблемное поведение, которое демонстрировалось годами, не только возможно, но и высоковероятно.

Можно улучшить эмоциональное состояние как самого ребёнка, так и всех членов его семьи. Но не только это! Подход эффективен и при обучении новым навыкам.

Какие же сомнения могут быть у родителей и специалистов относительно его применения?

О! Их немало. Например, такие:

  • Это очень продолжительное вмешательство;
  • Ребёнка балуют и всё ему позволяют;
  • Занижают требования к ребёнку;
  • Придётся буквально перестраивать весь семейный уклад.

Так-так...
Так-так...

Без паники! Разберём вопросы по порядку.

Слух № 1 — Долго

Многих останавливает информация о продолжительности вмешательства, о том, что эта работа не на один месяц.

Но что за этим стоит? Давайте разбираться.

Каждый ученик уникален. У каждого есть свой опыт демонстрации проблемного поведения и свой опыт травмы, поэтому точную скорость продвижения по протоколу назвать действительно сложно, но можно ожидать, что при соблюдении рекомендуемой интенсивности вмешательства за 12 недель можно дойти до КОП-5.

Уровень КОП-5 (выносливость/продолжительность) — выполнение большого числа заданий в разных видах деятельности.

Ориентироваться стоит на прогресс от недели к неделе

Движение как по лестнице, ведущей вверх
Движение как по лестнице, ведущей вверх

От недели к неделе ученик должен демонстрировать прогресс в освоении навыков. Если этого не происходит, то это повод обратиться за поддержкой к супервизору.

Кроме того, может быть, некоторые этапы вмешательства ученик сможет пройти достаточно быстро или даже вовсе пропустить 🫣. Да, возможно и такое.

Поэтому не стоит переживать по поводу сроков. Посвятить несколько месяцев работы тому, чтобы скорректировать проблемное поведение, которое до этого демонстрировалось годами — оно того стоит.

Слух № 2 — Придётся отменять все другие занятия и полностью перестраивать жизнь семьи под тренинг

Такие ожидания не могут не останавливать. Изменять свой уклад жизни при любых обстоятельствах очень сложно. Что уж говорить о семьях, которые смогли добиться хоть какой-то стабильности.

Врачи реаниматологи говорят, что стабильно тяжёлое состояние лучше, чем нестабильное. /прим. автора блога/

С врачами не поспоришь. Давайте разбираться.

И больное дерево может быть устойчивым
И больное дерево может быть устойчивым

Что касается отмены всех занятий вне тренинга, то❗Такого требования нет в самом протоколе.

Да, семья может принять решение о перераспределении своих ресурсов в пользу тренинга за счёт других занятий. Тем более, если от этих занятий и так было немного проку из-за проблем с поведением. Но это точно не требование протокола.

Что касается необходимости перестраивать жизнь всей семьи, то тут речь идёт скорее об изменениях во взаимодействии с ребёнком:
✔️ Мы учимся не катиться по накатанному, а отходить на шаг в сторону, чтобы присмотреться и понять, что происходит.
✔️ Мы учимся быть для ребёнка интересными и поддерживающими взрослыми.
/прим. автора блога/

Слух № 3 — Ребёнку надо всё разрешать

Многие слышали, что данное вмешательство предполагает вседозволенность и что с ребёнком всё время играют вместо того, чтобы его учить.

Маленький деспот
Маленький деспот

Кто-то говорит о том, что сложно соблюдать Универсальный протокол и выстраивать свои границы и границы ребёнка.

Давайте разбираться.

Универсальный протокол (УниПро) разрабатывается с целью:
✔️ сделать жизнь клиента и людей, которые его окружают, более радостной;
✔️ предотвратить эскалацию проблемного поведения до тяжёлых проявлений;
✔️ научить клиентов видеть в родителях/опекунах не противников, а помощников;
✔️ повысить в семье качество взаимоотношений.
/прим. автора блога/

Ни сам протокол ТОН, ни Универсальный протокол не предполагают безграничной свободы для ребёнка

Их цель облегчить, а не усложнить взрослым жизнь вне тренинга.

Данное вмешательство ни в коем случае не отменяет иерархии, в которой дети остаются детьми, а их родители, теми взрослыми, которые принимают решения и отвечают за их безопасность.
Семейную иерархию никто не отменял
Семейную иерархию никто не отменял

Да, в Универсальном протоколе есть пункт о том, что предвестники проблемного поведения и само проблемное поведение необходимо подкрепить 🤔но в большей степени это касается тех ситуаций, в которых существует риск серьёзной эскалации поведения.

Зачем это стоит делать? Давайте помнить, что если поведение демонстрируется, значит, что-то его подкрепляет. И лучше предоставить подкрепление на ранних этапах поведения, чем на его пике.

Типичная реакция школьного учителя на проблемное поведение ученика
Типичная реакция школьного учителя на проблемное поведение ученика

Кроме того, сами рекомендации к протоколу предлагают родителям вне тренинга не менять свои обычные стратегии работы с поведением.

Однако❗Если входе реализации протокола вы испытываете сложности и дискомфорт, значит, что-то идёт не так, как надо — это повод обратиться за поддержкой к супервизору.

Слух № 4 — Ухудшение поведения и распад ранее демонстрируемых навыков

Кто-то слышал, что дети на тренинге не учатся новым навыкам, а кто-то говорит, что поведение вне тренинга становится хуже или происходит распад навыков.

Очень серьёзные опасения. Давайте разбираться.

С первого занятия ученик начинает осваивать новые навыки:

  • коммуникация
  • толерантность к отказу
  • сотрудничество
  • доверие ко взрослым
Дети учатся навыкам, которых им не хватало в жизни. Если бы они у них были, не было бы проблемного поведения.

Чуть подробнее о доверии

Речь идёт не о том, что взрослый начнёт потакать всем просьбам ребёнка, в чём в действительности дети вовсе и не нуждаются. Но взрослый научится демонстрировать ребёнку, что он видит его просьбу и что ему не всё равно.

Больше не должно быть ситуаций, когда ребёнок с помощью своего поведения пытается достучаться до взрослого, а взрослый при этом пытается игнорировать это поведение и продолжать работу во что бы то ни стало.

Всё та же учительница
Всё та же учительница

Начиная с КОП-6 ученик начинает осваивать новые для него задания

Важно, чтобы эти задания были адекватны уровню развития его навыков.

Уровень КОП-6 (настойчивость) — выполнение множества заданий с усложнением в разных видах деятельности.

Поведение вне тренинга не должно ухудшаться

Если в условиях вне тренинга: в школе, дома и т.д. были проблемы с поведением, то они, скорее всего, останутся. На этапе обобщения навыков эти проблемы будут целенаправленно решать.

Есть случаи, когда эти проблемы решаются сами собой путём того, что ребёнок перенёс новые навыки в другую среду. И таких случаев немало.

Но стоит учитывать, что до завершения вмешательства в других условиях поведение может оставаться прежним.

Проблемное поведение оно такое...
Проблемное поведение оно такое...

В таких ситуациях лучше подумать о том, как можно уже на первых этапах вмешательства смягчить эти проблемы. Но ❗Ухудшаться поведение не должно. Это не побочный эффект тренинга.

Кроме того, есть Универсальный протокол, который как раз направлен на то, чтобы разъяснить поведение взрослых вне тренинга. И составляется он ещё на начальном этапе. Если по какой-то причине такой протокол не составлялся, это повод обратить на это внимание и вернуться к этой работе.

Распад ранее демонстрируемых навыков

Это когда говорят о том, что раньше ребёнок какие-то задания выполнял, а сейчас на тренинге ему таких заданий не дают и он их теперь нигде не выполняет.

При этом выясняется, что ранее выполнение этих заданий сопровождалось проблемным поведением. Ребёнок выполнял их через силу. Можно сказать, на последних морально-волевых.

Можно, но сложно
Можно, но сложно

Да, ребёнок подчинялся, потому что других опций в его жизни не было, но это не то, на чём можно построить обучение. Не то, на чём можно дотянуть до 11-го класса школы.

❗Нужно строить другой фундамент.

Любовь в своём выступлении предложила такую ассоциацию:

Представьте, что на вас навели дуло пистолета и заставили выполнять очень тяжёлую работу, например, таскать камни. Вы, конечно же, начнёте это делать. Вы справитесь.

Но как только дуло уберут и вы окажетесь в дружелюбной среде, то перестанете выполнять эту работу, а честно скажете, что вам тяжело.

Делать то, что вам не по силам — это вообще-то не очень адекватно. Мотивация делать это появляется только в том случае, когда вы знаете, что иначе станет только хуже. Но это не является благоприятным условием для обучения.

А вот если ребёнок перестал выполнять и те задания, которые ранее выполнял с удовольствием, то это знак, что что-то делается неправильно, а значит, надо обратиться с этим к супервизору.

Если ребёнок вместо коммуникации, которую использовал ранее, начинает использовать своё проблемное поведение, то это тоже указывает на ошибки в реализации вмешательства, а значит, надо обратиться с этим к супервизору.

Бывает, что окружение ребёнка уже и так позволяло ему всё и даже больше, что тоже плохо. Это другая крайность.

«Вседозволенность» vs «Ежовые рукавицы»

Подробнее об этом в публикации:

Но родители не понимают, как это преодолеть. Как простроить границы. Как научиться правильно отказывать.

Хорошая новость в том, что этому можно научиться. И это те вопросы, с которыми стоит обратиться к своему куратору или супервизору.

Подробнее о спокойном отношении к отказу в статье:

Про шесть шагов эмпатичного отказа по Хенли в статье:

Слух № 5 — Возврат на предыдущие этапы

То и дело в практике встречаются ситуации, когда приходится откатываться назад: вроде, мы уже уверенно работали на этапе КОП-5 или КОП-6 и тут приходится возвращаться чуть ли не к этапу толерантности к отказу.

Почему так может происходить?

  1. Это может быть обусловлено состоянием ребёнка: что-то случилось в семье, неважное самочувствие или был большой перерыв в тренинге. Нет ничего страшного в том, чтобы ориентируясь на текущее состояние ребёнка, откатиться на тот этап, в котором ему сегодня будет комфортно. Прогресс возобновиться с улучшением состояния ребёнка.
  2. Запланированный шаг вперёд для ребёнка оказался слишком большим. Бывает так, что при переходе на новый уровень мы сталкиваемся со сложностями, которые ребёнок не может преодолеть. И тогда целесообразно откатиться на тот шаг, на котором ребёнок был успешен и подумать над тем, как можно этот следующий шаг разбить, двигаясь более мелкими шажками.

❗Если не понятно, чем обусловлен регресс и нет продвижения в осовении навыков от недели к неделе, это повод обратиться за поддержкой к супервизору.

Слух № 6 — Родители не хотят работать по Хенли

Слух, который скорее исходит от специалистов, нежели от родителей.

Кто-то слышал, что это очень дорого. Кто-то не понимает пользу и смысл. И при этом многим было бы интересно попробовать.

Ходят слухи...
Ходят слухи...

Давайте разбираться.

Сам подход не подразумевает какой-то невероятно долгой или интенсивной работы.

Типичный режим работы: 3-4 часа в неделю со специалистом или под супервизией. По тем же расценкам, что и обычная АВА-терапия.

Семья должна получить исчерпывающую информацию ещё до начала работы. И это, конечно, зона ответственности специалиста.

В помощь специалисту в данном вопросе будет построение дерева навыков и понимание того, что есть множество вещей, которые родители не обязаны знать или понимать, поэтому простота в объяснениях и готовность оставаться на связи с родителями даже после проведённой встречи имеют большое значение.

Дерево навыков по Хенли. Источник: https://t.me/pfa_sbt_rus
Дерево навыков по Хенли. Источник: https://t.me/pfa_sbt_rus

Обычно тренинг реализуется специалистами и включение семьи необязательно до этапа обобщения навыков. Более того, в самом протоколе ТОН об этом сказано чётко и однозначно:

...мы рекомендуем включать в процесс вмешательства менее опытных специалистов или родителей после того, как ребенок освоил навыки до уровня мастерства.

Никто не должен ожидать от родителя, что тот сможет провести работу так же профессионально, как это сделает специалист. Это было бы так же нелепо, как ожидать, что самый лучший библиотекарь сможет сам провести хирургическую операцию.

Здесь важно ориентироваться на заинтересованность родителей, их мотивацию и возможности.

Участие родителей в том варианте, в котором они хотят участвовать

  • Если родитель хочет включаться в тренинг и проводить его самостоятельно, то надо дать ему такую возможность, посвятив при этом больше времени его обучению и тренировке.
  • Если родитель хочет просто наблюдать, у него должна быть такая возможность. Пусть не очным присутствием, если это будет усложнением для ребёнка, но через видеотрансляцию или видеозаписи занятий.

На этапе обобщения (это после КОП-6) включение родителей происходит для того, чтобы решить проблемы, которые испытывают члены семьи, когда сталкиваются с поведением ребёнка. Но не только на этом этапе.

По ситуации может быть принято совместное решение о том, что целесообразно подключение родителей к работе и на более ранних этапах или даже с самого начала тренинга.

Ищите специалистов. От их квалификации, правда, зависит очень многое.

Ищем специалистов
Ищем специалистов

И тут мы подходит к последнему и, наверное, самому актуальному для родителей вопросу. Вопросу про специалистов.

Слух № 7 — Нет специалистов

Тренеры (супервизоры), кураторы и тераписты есть, но их мало.

Сертифицированных FTF русскоговорящих тренеров на июнь 2023 года — всего четыре человека. Скоро к ним добавятся ещё трое.

Но не всё так печально, потому что у нас есть специалисты с достаточным уровнем компетенций для проведения этой работы. Несколько десятков наберётся точно.

А ещё есть множество специалистов, которые очень хотели бы научиться. И это прекрасно. Более того, это возможно. Всё, что для этого требуется — пройти обучение FTF и провести хотя бы один кейс под регулярной супервизией от начала и до конца.

Регулярность супервизий подразумевает проведение встреч с супервизором не реже одного раза в неделю. Можно и чаще, но точно не реже.

Требования для специалистов разных уровней квалификации

Кадр из вебинара "Мифы и реальность в подходе ПФА/ТОН". Доклад Любови Островской
Кадр из вебинара "Мифы и реальность в подходе ПФА/ТОН". Доклад Любови Островской

Воркшопы — это тренинги поведенческих навыков (BST), в которые входят инструктаж, моделинг, практика и обратная связь по выполненной работе.

Рекомендации желающим работать в подходе ПФА/ТОН

Кадр из вебинара "Мифы и реальность в подходе ПФА/ТОН". Доклад Любови Островской
Кадр из вебинара "Мифы и реальность в подходе ПФА/ТОН". Доклад Любови Островской

-------------

Это было изложение вебинара "Мифы и реальность в подходе ПФА/ТОН". Доклад Любови Островской, ВСВА, Level 6 Supervisor.

Надеюсь, было полезно.

Если статья понравилась, поддержите 👍

Поделитесь своими впечатлениями и дополнениями в комментариях.

#прикладнойанализповедения #наукаижизнь #ава-терапия #Хенли