Найти тему
Такое поведение

Про спокойное отношение к отказу

Оглавление

Какие вы испытываете чувства, когда в ответ на свою просьбу слышите слово "Нет"?

Рискну предположить, что спектр, конечно, у этих ощущений разный, но скорее негативный.

А какие вы испытываете чувства, когда вам самому надо сказать "Нет" в ответ на чью-либо просьбу?

В этом случае всё индивидуально, но есть немало людей, испытывающих реальные трудности с тем, чтобы открыто отказать.

Зачастую можно наблюдать различного рода увиливания, обещания, уклонения от ответа. Что угодно, только не конкретный отказ.

Такое вот оно сложное это слово "Нет".

Почему так? И что с этим можно сделать?

Об этом и поговорим.

НЕТ
НЕТ

Поведение формируется последствиями

Наше отношение к тому или иному слову, похоже, тоже формируется последствиями.

Представьте, что вы маленький ребёнок, который очень ограниченно понимает речь других людей.

Возможно, вы ещё недостаточно владеете речью, чтобы иметь возможность настоять на своём, или убедить, или договориться. А кроме того, вы привыкли к тому, что ваши желания всегда удовлетворяются.

И тут внезапно, ни с того ни с сего, ваши родители говорят слово "Нет", за которым следует ограничение значимого для вас подкрепления.

Вполне понятной реакцией на это будет протест и истерика.

Несмотря на то, что такая реакция вполне объяснима, она не становится от этого приемлемой.

И окружающим людям от необходимости наблюдения такой реакции, думаю, не менее тяжело, чем тому кто её демонстрирует.

Конечно, как и во всём, испытываемые ощущения будут индивидуальны. Кто-то более чувствителен к эмоциональным реакциям, кто-то менее. Но в целом, надеюсь, вы меня поняли.

Так мы получаем травмирующий опыт, который в дальнейшем отражается на нашем отношении к слову. К тому, чтобы быть готовым его услышать или быть готовым его сказать.

Педагогическая проблема

"Жизнь устроена так, что всё вкусненькое рано или поздно заканчивается". Нюша, Смешарики, "Сладкая жизнь", 2009г.
Кадр из мультфильма Смешарики, Сладкая жизнь
Кадр из мультфильма Смешарики, Сладкая жизнь

Во-первых, да, рано или поздно возникают ситуации, когда чего-то не хватает и это что-то надо попросить. И, да, не всегда есть возможность или желание удовлетворять эту просьбу.

И это не должно становиться поводом для паники.

Во-вторых, чтобы начать что-то просить, надо сперва этому научиться.

В большей степени этот пункт относится к тем детям, которых необходимо специально, целенаправленно и временами мучительно обучать коммуникации.

Для того чтобы навыки просьбы и конкретная коммуникативная реакция лучше закреплялась в репертуаре ребёнка, надо использовать режимы периодического подкрепления.

Это такие режимы, которые подразумевают спланированный отказ в удовлетворении просьбы.

Подробнее о том, что такое устойчивость поведения и периодическое подкрепление в статье:

А как, простите, вы будете отказывать ребёнку в его просьбе, если от слова "Нет" у него истерика?

В общем, как ни крути, а спокойное отношение к отказу это супер-важный навык для всех категорий граждан.

Разные подходы к решению проблемы

Для тех, кто практикует или планирует проходить тренинг по Хенли всё однозначно. Реакция толерантности к отказу по протоколу отрабатывается одной из первых.

Как только ребёнка научат просить, следующим же шагом его будут учить спокойно принимать отказ.

Как и весь тренинг реализовываться это будет максимально мягко и бережно по отношению к ребёнку. С учётом того, что у ребёнка, вероятно, уже есть определённая психологическая травма.

Немного другой подход предлагает всё тот же Роберт Шрамм — представитель классической АВА-терапии.

В его протоколе рекомендуется начинать обучение с отказа к доступу для менее значимых ценностей, имея при этом под рукой более значимое подкрепление.

Например, ребёнок попросил печенье.

Реакция взрослого: "Нет, ты не можешь сейчас взять печенье, но можешь взять чипсину" — это если известно, что чипсы ребёнок любит больше печенья.

Если же вместо согласия ребёнок демонстрирует нежелательное поведение, то он лишается доступа и к тому, и к другому.

После того как ребёнок уверенно будет демонстрировать спокойное отношение к отказу в случаях с более значимым подкреплением, можно будет начать смещаться в сторону более нейтральных стимулов.

И так шаг за шагом. До тех пор, пока, наконец, ребёнок не научится спокойно принимать предлагаемое подкрепление меньшей ценности взамен запрашиваемого или будет сам предлагать альтернативы.

Вот такие примеры вариантов, в действительности же их множество. Но обратите внимание...

Важно! Что по протоколу Хенли, что по протоколу Шрамма, это будет специально спланированное под конкретного ребёнка обучение.

Потому что...

Спокойное отношение к отказу это важный навык, которому можно и нужно специально обучать.

Ну а до тех пор, пока ребёнок ещё не научился спокойно реагировать на слово "Нет", попробуйте подобрать этому слову альтернативу. Например:

  • Не сейчас;
  • Попозже;
  • В другой раз;
  • Опасно.

Увидите, это поможет.

Надеюсь, было полезно.

Подробнее о современной АВА-терапии в статье:

-----------------

Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.

Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 👍

#ава-терапия #аутизм #дети #проблемныедети #коррекция #обучениедетей