Найти тему
Пилишина Анастасия

Барьеры адаптации в постковидный период реабилитации

Фрагмент из моей научной статьи «Study of personal adaptive potential, strategies and patterns of coping behaviour in the context of the COVID-19 pandemic», которая будет вскоре опубликована в международной реферативной базе данных Scopus.

Пандемия СOVID-19 рассматривается в современной психологической практике как сложная жизненная ситуация, сопровождающаяся пересмотром качества своей жизнь. К таким ситуациям нужно уметь адаптироваться.

Важными задачами наступившего времени выступили:

  • способность к саморегуляции
  • поиск внутренних ресурсов
  • снижение эмоционального ответа
  • усиление когнитивных и креативных способностей
  • сложности в поиске саморегуляции и баланса.

Адаптационный потенциал человека — это способность давать адекватный ответ на изменяющиеся внешние факторы и их неопределенность. Успешность такой адаптации определяется уровнем развития внутренних ресурсов личности.

На ранних этапах развития человеку помогает адаптироваться ориентация на внешние стимулы. По мере взросления личность развивает внутренние адаптивные копинг-стратегии, которые проявляются в многоаспектном и многовариантном ответе на стимулы извне.

Я провела исследование и выяснила основные барьеры адаптации в постковидный период реабилитации у людей с низким и средним показателями адаптивности.

В исследовании приняли участие 132 респондента, переболевших COVID-19.

Какие итоги получились?

  • Низкий показатель адаптивности — 16 человек (12%)
  • Средний показатель адаптивности — 87 человек (66 %)
  • Высокий показатель адаптивности — 29 человек (22%)

Какие барьеры адаптации в постковидный период реабилитации выделяют респонденты?

  • Когнитивные барьеры (21%) — систематические ошибки в мышлении, дисфункциональные убеждения, сложности в понимании, анализе и синтезе, сложности в принятии решений в условии неопределенности, иррациональность в управлении своим поведением, сложности в переключении внимания и концентрации на объекте и т.д.
  • Эмоционально-волевые барьеры (45%) — эмоциональная нестабильность, снижение волевой регуляции, неуверенность в себе, переживание целого спектра негативных интеракционных чувств, повышенная чувствительность к стимулам, застревании в переживаниях и т.д.
  • Экзистенциальные барьеры (57%) — фрустрация потребностей в самоопределении, самовыражении, повышенное внимание к анализу смысла жизни, одиночества, смерти, трудности в установлении связей, сложности в преодолении, трудности в установлении близости, запрос на социальные поглаживания, которые выражаются в поиске одобрения, внимания, чувствительность к неудовлетворению потребностей в принятии.
  • Физиологические барьеры (64%) — снижение способности организма реагировать на внешние и внутренние стимулы, что проявляется в изменении биологических механизмов регуляции жизнедеятельности и т.д.
  • Психо-социальные барьеры (73%) — непродуктивный стиль жизни, трудности межличностного общения, деструктивность, дезадаптация и антисоциальность, повышенная конфликтность, критичность суждений, неспособность к гибкости, восприимчивость к новой информации, повышенная утомляемость, потребность в уединении, депрессивные и астенические проявления и т.д.

Полученные результаты представляют ценный научный и практико-ориентированный вклад касаемо вопросов адаптации к новой реальности, а также восстановления психологического здоровья после COVID 19.