“Трансцендентная функция представляет связь между реальными и воображаемыми или рациональными и иррациональными данными, перекидывая тем самым мост через пропасть между сознанием и бессознательным” (Карл Густав Юнг)
Мост между противоположностями - это Трансцендентная функция. То, что мост открыт, исправен и по нему возможно передвигаться, то есть сам потенциал моста - "Энантиодромия". Процесс передвижения по мосту от одного берега до другого и обратно - "Компенсация".
Этот мост, связующий противоположные берега, необходим, чтобы символический город, в котором живут Сознание и Бессознательное, разделенные рекой нижней границы психического, мог жить полноценной жизнью. На этом мосту происходят знаковые для каждой конкретной личности события. Личность и есть этот город.
Жители двух противоположных берегов - Сознания и Бессознательного, имеют равные права на жизнь в городе, поделенном рекой. К сожалению, если Персона имеет чрезмерно сильное влияние на Эго, как советник на правителя, если она слишком сильна в своих притязаниях и амбициях, она перестает слушать берег Бессознательного, вовсе не давая входить в равный контакт с Сознанием, всеми способами отгораживаясь от него, выстраивая стены и ограды. Конечно, такое не может нравиться ущемленным жителям противоположного берега. Теперь, вместо добрососедских походов в гости, они агрессивно и внезапно атакуют берег Сознания, затопляя его всевозможными нежелательными проявлениями. Откуда не возьмись, на улицах города, появляются непрошенные мысли, идеи, позывы и мотивы. Бессознательное играет злую шутку – город Личности приобретает вид совершенно не похожий на тот, который еще недавно был привычен окружающим. Бессознательное компенсирует попытки поставить его в ущербную позицию, поскольку мост Трансцендентной функции заблокирован. Бессознательное добирается до территории Сознания вплавь, под покровом ночи. Как это описано Юнгом: “Если, вследствие слишком сильной односторонности, напряжение увеличивается, противоположная тенденция ввергается в сознание, как правило, в тот момент, когда сознанию особенно важно не сбиться с выбранного им направления”.
Так, как поступить мудрому правителю города - Эго, чтобы не идти на поводу у Персоны, которая мыслит так однобоко? Что нужно сделать, чтобы вновь наладить отношения с бессознательным? Об этом знали мудрецы восточных религий. Как гласит одна буддийская легенда: “Однажды Будда Шакьямуни возвратился в родное царство Капилавасту, уже не как принц, а как просветлённый будда в сопровождении 60 000 последователей обоего пола. С помощью сверхспособностей он создал в небесах хрустальный мост от восточной до западной границ царства. Затем, воспарив в воздух, он прошёл по этому мосту, прикоснувшись к солнцу и луне. Изумленные соплеменники Будды, принадлежащие к клану Шакьев, во главе с его отцом, царем Шуддходаной почтительно преклонились перед ним”. Эта легенда символизирует то, как в действительности работает Трансцендентная функция. Она объединяет хрустальный мост, солнце и луну, изумление соплеменников, почитание царя отца и самого просветленного Будду, с его сверхспособностями. В психическом Трансцендентная функция переживается, как вершина напряжения сознания и бессознательного, которая поддерживает их объединение и помогает саморегуляции психического, создавая новую установку к жизни и носителю этой жизни.
Трансцендентная функция не просто мост, а особенное пространство, где сознание и бессознательное, сливаясь в творческом процессе, создают нечто третье, которое меняет Личность в на пути индивидуации. Она потому «трансцендентна», что делает возможным органичный переход от одной крайней установки к другой, без утраты частей бессознательного, или сознания.
Юнг, в свою очередь, предложил несколько способов постройки моста Трансцендентной функции. Это может быть активное воображение, фантазирование, анализ сновидений (как чистого продукта бессознательного), рисование, автоматическое письмо, где “основой или исходной точкой процедуры является эмоциональное состояние”. Отмечается, что привычного самонаблюдения и интеллектуального самоанализа не будет достаточно для установления контакта с бессознательным. Поскольку у бессознательного есть стремление к свету, а у сознания к вещественности, рекомендуется не интеллектуальная, а творческая работа, которая может придать эмоциональному напряжению визуальную форму.
Как отмечал Юнг: "в эмоциональном беспокойстве (напряжении), в самой его интенсивности, содержится та энергия, “которую человек должен иметь в своем распоряжении, чтобы выйти из состояния ослабленной адаптированности”. В этом состоит суть процесса саморегуляции психического. Но, "если эмоционального напряжения нет, а личность мучима внутренней пустотой и скукой, необходимо создать исходную эмоциональную точку. Для этого важно сосредоточиться на либидо и поддерживать благоприятные внешние условия, типа полного покоя, особенно ночью, когда либидо в любом случае направляется вовнутрь".
Итак, творческий материал получен так же, как если бы это были строительные материалы. Чтобы построить из них заветный мост, потребует мастерство, то есть "Конструктивный анализ," который объединит творческое формулирование и понимание смыслов. В процессе такого анализа Личность получает инсайты, важные для психики.
Важно отметить, что каждой конкретной личности присуще концентрировать внимание либо на поиске смысла своего творчества, либо на его эстетической стороне. Но, необходимо сохранять “золотую середину”, чтобы не завалиться за ту или другую грань. Баланс между эстетикой формы и смыслом поможет не отвлекаться на второстепенное, а сосредоточить либидо на реальной цели трансцендентной функции.
“Бессознательное, прежде всего, хочет, чтобы его содержимое было увидено, а этого можно достичь только посредством придания ему формы, и оно также хочет, чтобы о нем судили только после того, как все, что оно должно сказать, получит уловимую — осязаемую или зримую — форму”.
Гуляя по мосту между двумя противоположными берегами, давая возможность жителям Сознания и Бессознательного творить совместные формы и смыслы, Личность может осуществлять последовательный и полноценный процесс индивидуации.
Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)