1.Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Существует 4 этапа развития представления о психологии.
1 этап: Психология как наука о душе
Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Начало этапа - более двух тысяч лет назад.
2 этап: Наука о сознании
Начинается с 17 века. Способность чувствовать и думать называли сознанием. Основной метод - наблюдение человека за самим собой
3 этап: Наука о поведении
Начинается с 20 века. Психология- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека.
4 этап: Наука о психике
Изучение факторов, закономерностей и механизмов психики. Начинается со второй половины 20 века.
2 Этап.
Крупный этап в развитии психологии был связан с французским философом Рене Декарт.
Декарт считается отцом рационалистической философии.
По его соображениям, знания должны строится на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее они должны выводиться методом логического рассуждения.
Декарт полагал, что для того чтобы найти истину - надо все подвергнуть сомнению, в том числе и правдивость информации получаемую через органы чувств.
"Мыслю-значит, существую". (с) Декарт
Что такое мысль? "Это все, что происходит в нас. Все, что мы воспринимаем непосредственно само собою". (с) Декарт.
Основной постулат психологии второй половины 18 в.
Первое, что находит человек в самом себе,-это его сознание.
Декарт в своих трудах писал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма - его взаимодействие с другими внешними телами- не нуждается в душе.
По соображениям Декарта, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения.
В своем учении он резко противопоставляет душу и тело, материю и дух.
В психологии это получило название "дуализм".
Дуалисты утверждали, что психическое не является функцией мозга, а существует само по себе. Так было создана широко распространенная теория "Психофизического параллелизма". Она утверждала, что психическое и физическое существуют параллельно, но совместно.
Так психология и перешла от психологии души к психологии сознания.
Всех философов-идеалистов объединяло убеждение:
Психическая жизнь-это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.
Такой подход стал известен под названием - интроспективная трактовка сознания.
Долгое время метод интроспекции был главным и единственным методом в психологии. Он основан на двух утверждениях:
1. Процессы сознания "закрыты" для внешнего наблюдения
2. Процессы сознания способны открываться субъекту
Следовательно: процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим.
Развивал метод интроспекции Дж.Локк.
Он утверждал, что существует два источника знаний:
-Внешний источник: Объекты внешнего мира
-Внутренний источник: Деятельность нашего собственного ума
На объекты внешнего мира человека направляет свои внешние чувства. А на основе деятельности ума лежит - рефлексия.
"Рефлексия - это наблюдение , которому ум подвергает свою деятельность" (с) Дж.Локк
Деятельность ума по Дж.Локку: мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание
По мнению Дж.Локка психические процессы протекают на двух уровнях:
1. Восприятие, мысли, желания
2. Наблюдение за первым уровнем и образами восприятия.
Рефлексия - это деятельность зрелого субъекта, который способен к размышлять над собой.
Дж.Локк придерживался двух принципов английского материализма 16-17вв.
Первый принцип: Сенсуализм, чувственный опыт, как единственный источник познания.
Второй принцип: Автоматизм- все сложные явления разложить на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этими элементами.
Данная точка зрения получила название- сенсуалистический материализм.
В одно время с Дж.Локком стало развиваться еще одно направление- ассоциативное. Исток этого направления- сенсуалистический материализм.
Правда, Дж. Локк уделял внимание больше первому принципу, а представители нового направления-второму.
И так, возникновение и становление ассоциативной психологии связано с именами Д.Юма и Д.Гартли.
Английский врач Д.Гартли причину психических явлений видел в вибрации, которая возникает в мозге и нервах.
По его мнению, нервная система- это система подчиненная физическим законам. А значит и продукты нервной деятельности включались в строго причинный ряд.
Этот причинный ряд охватывает поведение всего организма-и восприятие вибраций во внешней среде, и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц.
Разработанное им учение о вибрациях получило свое развития в работах Д.Юма и послужило основой для развития ассоциативной психологии.
Давид Юма в качестве основополагающего принципа вводит ассоциацию.
По мнению Д.Юмы, ассоциация - это некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. Все сложные образования сознания, включая сознания всего "я", а также объекты внешнего мира являются лишь "пучками представлений", объединенных между собой внешними связями - ассоциациями.
Д.Юма считал, что единственный способ получить информацию о психическом - это получить опыт (под опытом он имел ввиду впечатления ощущения,эмоции).
Труды Юма предопределили возникновение экспериментальных методов в психологии.
К середине 19в. ассоциативная психология стала господствующим направлением. И именно в рамках данного направления в конце 19в. стал широко использоваться метод интроспекции.
Однако постоянное использование одного метода привело к кризису в психологии.
Т. о. Сознание оказалось полностью закрыто для объективного исследования.
Кроме этого интроспекция как метод была не удовлетворительна по следующим причинам:
- в эксперименте могли участвовать только специально обученные люди
- невозможность проверки результатов.
Следует отметить, что в период процветания интроспективной психологии возник ряд теорий, оказавших существенное влияние на последующее развитие психологической мысли. Среди них:
- теория элементов сознания, основоположниками которых являлись В.Вундт и Э. Титченер
- психология актов сознания, развитие которых связано с именем Ф.Брентано
- теория потока сознания (У.Джемсом)
- теория феноменальных полей
- описательная психология (В.Дильтея)
Общее для всех этих теорий- на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, становится сознание, в котором как-будто растворяется действительное человеческое существо.
Именно в рамках интроспективной психологии:
-в 1879 году Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория
- было предопределено появление следующих перспективных направлений.
Из-за промышленного века, была нужда в появлении психологии, которая помогала бы контролировать поведение людей, так появилась новая психология и новый предмет психологии, который стал началом третьего этапа в развитии науки.