Большинство статей рубрики «Взгляд психолога» касаются вопросов детско-родительских отношений. Они адресованы школьникам и членам их семей. Однако сегодняшний текст будет адресован, в первую очередь, педагогическим работникам, так как напрямую связан с важной для сотрудников школы темой – эмоциональным выгоранием.
Стремление всё контролировать – понятное и объяснимое желание. Оно берёт начало в одной из самых глубинных наших потребностей – чувстве безопасности.
Интуитивно мы стремимся к стабильности, некому упорядочиванию подконтрольной нам среды. Это даёт нам ощущение предсказуемости. Чем выше предсказуемость нашего окружения, тем меньше вероятность потенциально вредных неожиданностей. Когда мы знаем, чего ждать от жизни, мы чувствуем себя спокойнее.
Знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу описал иерархию человеческих потребностей, в которой безопасность стоит сразу после поддержания жизнедеятельности организма. Согласно его теории, пока человек ощущает угрозу (пусть и на бессознательном, иррациональном уровне), он не сможет эффективно удовлетворять более «высокие» потребности.
Поэтому желание контролировать многие аспекты жизни можно рассматривать как способ борьбы с внутренней тревогой. И сам по себе этот способ вполне рабочий. Однако иногда уровень внутренней тревоги может быть чрезвычайно высок. Тогда человек начинает бороться с чувством тревоги так, как он привык – повышая уровень контроля везде, где это возможно.
Не секрет, что работа учителя или администратора в школе связана с решением большого количества организационных вопросов. Большинство из них так или иначе связаны с благополучием вверенных школе детей. Таким образом, люди, изначально предрасположенные к тревожным состояниям, под давлением ответственности начинают испытывать всё больший и больший стресс. Для возвращения себе чувства душевного спокойствия они могут пойти по пути гиперконтроля. Но чувство облегчения здесь – мнимое, так как по факту педагог просто увеличивает количество задач и вопросов, требующих дополнительных усилий. Непонимание этих процессов, а также небрежное отношение к своему психологическому благополучию часто становятся причиной эмоциональной и профессиональной деформации.
Если говорить о семьях, то описанное выше поведение тоже имеет место быть: тревожному родителю психологически тяжело передавать ответственность за принятие решений детям. Такое поведение может стать причиной пассивного отношения к жизни у подростка – он привыкнет, что решения принимают другие, и ситуация самостоятельного выбора будет вызывать страх и неуверенность.
В «контролирующих» семьях может наблюдаться и другая картина: дети, видя пример родителей, подавляющих тревогу гипертрофированным стремлением ничего не пускать на самотёк, сами начинают действовать таким же образом. В итоге ситуации, которые нельзя в полной мере контролировать, будут вызывать состояние острого стресса. Особенно это опасно в период экзаменов и окончания школы.
Таким образом, наши рекомендации можно разделить на три смысловых блока ‒ для каждого участника образовательного процесса. В конце будет ещё одна дополнительная рекомендация для всех.
Педагоги: очень важно уметь ранжировать задачи. Да, все вопросы, которые необходимо решить, необходимо решить. Но не все они одинаково срочные. То, что можно решить завтра, не надо решать сегодня – важно дать себе время для паузы, чтобы выдохнуть и собраться с силами. Помните, в любой момент объём задач может внезапно увеличиться, поэтому важно иметь некоторое окно, чтобы ощущение острой нехватки времени не так давило на психику.
Родители: ваши дети взрослеют, и это нормально. Одна из главных задач воспитания – научить детей автономии, самостоятельному решению своих проблем. Поэтому важно постепенно передавать бразды правления взрослеющему подростку, чтобы у него было время освоиться и привыкнуть к роли автора своей биографии. Даже если вы видите, что его решения ошибочны, а вы точно знаете, как правильно, не спешите самостоятельно решать проблему. Если это незначительная заминка, пусть ребёнок сам попробует её исправить – это тоже важный опыт.
Школьники: вы пока только учитесь самостоятельной жизни. И это нормально, если с первого раза не всё получается. Всегда есть вероятность, что, подготовившись к десяти ситуациям, попадёшь в одиннадцатую. Жизнь часто делает нам непредвиденные сюрпризы. И это тоже нормально. Помните, что у вас есть родители, которые поддержат вас и не оставят одних. И каждый самостоятельный шаг делает вас увереннее и учит преодолевать всё более и более крутые жизненные вершины.
Подводя итог, мы хотим дать ещё одну, общую для всех, важную рекомендацию: тотальный контроль над ситуацией лишь приглушает тревожность, а не снимает её. Тревога подобна огню – чем больше поленьев в него закинуть, тем ярче он горит и тем больше топлива требует. Тревожное состояние надо не заглушать, а прорабатывать.
Если работа (или взаимодействие с ребёнком) превращается в бесконечную череду срочных проблем, которые никто, кроме вас, не может решить, а решать их надо немедленно, иначе случится что-то очень плохое, обратитесь к психологу за помощью.
Возможно, проблемы не такие уж и страшные, их решение можно отложить хотя бы ненадолго, да и справиться с ними по силам не только вам.
Помните: все организационные вопросы в семье и на работе решить невозможно, неизбежно возникнут новые. А вот психологическое благополучие только одно. И его следует беречь, другого не будет.