Тревога относится к числу наиболее частых эмоциональных переживаний. Практически каждый из нас хотя бы раз испытывал сильную тревогу. Когда тревога перестает быть эпизодическим переживанием и начинает формироваться сначала как проблема, а затем как тревожное расстройство, мы начинаем задавать себе вопросы и искать ответы о тревоге.
Очень часто клиенты на консультации сообщают, что до некоторого момента в своей жизни тревога переживалась нормальным образом. Затем, начиная с определенного стрессового периода или совершенно необъяснимым образом, она стала становиться все более интенсивной.
В других случаях, как правило, более частых, тревожные клиенты сообщают мне, что они «всегда были такими». Их жизненный путь характеризуется постоянными опасениями, тревогами и волнениями. Эти клиенты, часто рассказывают о том, как их мать, или отец страдали от этой проблемы, о том, что тревога — это «семейное дело», от которого трудно убежать.
В обоих случаях мы склонны полагать, что тревога — это некая внешняя сущность: агрессор, притаившийся за углом, который, если он набросится на нас, не отпустит.
На самом деле тревога практически всегда является результатом длительного и постепенного процесса обучения, исключением являются травматические события. Тревожными не рождаются, а становятся благодаря жизненному опыту и отношениям, которые сопровождали нас на протяжении всего нашего развития, с детства до раннего взросления.
Давайте посмотрим, каким образом мы обучаемся тревожиться и беспокоиться.
Из лучших побуждений
Начнем с чрезмерно защищающей семейной среды. В этом случае любящие родители часто и охотно заменяют своих детей во всем, даже в тех развивающих задачах, которые характерны для возраста ребенка или подростка: домашние школьные задания, работа по дому и целый ряд мелких ежедневных хлопот, с которыми он мог бы справиться самостоятельно, хотя и неохотно.
Систематически подменяя ребенка и приходя на помощь даже в самых банальных хлопотах, дети получают двойное сообщение, которое звучит так:
- Я помогаю тебе, потому что мир слишком сложный и опасный для тебя.
- Я заменяю тебя, потому что знаю, что ты не справишься сам.
Из лучших побуждений эти родители передают ощущение постоянной опасности и прокладывая путь не только проблеме беспокойства, но и общей неэффективности их детей в общении с миром и в развитии личных навыков и ресурсов, соответствующих их возрасту.
Социальный провал
Даже ранний социальный опыт, характеризующийся неудачей, может сильно повлиять на развитие тревожности. Изоляция и дискомфорт, неуспеваемость в школе и проблемы в отношениях со сверстниками имеют большое значение, особенно если они возникают на этапах детства и юности.
Стрессовая среда обитания
Стрессовая среда обитания также тренирует тревогу наличием продолжительного и значительного стресса. Очевидно, что взросление в действительно неблагополучной и опасной среде порождает чувство незащищенности.
Употребление психоактивных веществ
Наконец, стоит упомянуть о явно немотивированной тревоге, которая на самом деле вызвана употреблением или злоупотреблением наркотиками или иными психоактивными веществами. они приводят к гипервозбуждению и гиперактивации и, следовательно, к сильному беспокойству.
Хорошая новость
Какой бы ни была ваша школа тревоги хорошая новость заключается в том, что тревоге можно как научиться, так и разучиться! Обучиться новым инструментам и новым способам восприятия и реагирования. Психологическое вмешательство для лечения тревожного расстройства и особенно эффективно именно по этой причине: оно помогает вам понять, от какой тревожности вы страдаете, и работать именно над тем, чтобы вы могли справиться с ней.
Если статья оказалась для вас интересной, то автору будет приятно за ваше спасибо. Это вдохновит на написание новых интересных статей!
Запись на консультацию:
телефон, WhatsApp +7-905-793-2237
скайп: sovlad2
Сурков Олег Владимирович
Я работаю с Душой!
Автор: Олег Владимирович Сурков
Психолог, Эксперт-панические-атаки-ОКР-фобии
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru