Смотря в прошлое, мы осознаем, что страх стыда, великолепно описанный английским философом Бернардом Уильямсом, заключается в том, что нас судят не люди и не в тех ситуациях, в которых мы бы хотели. Кажется, что для множества людей главной целью стало попасть в наиболее абсурдную ситуацию.
За последние десять лет мы приняли странное решение считать все нормальным. Быть эксцентричным означает быть свободным. Теперь нам необходимо не просто полностью принять, но и поделиться каждой мыслью или опытом, какой бы ни был их характер, независимо от того, что об этом думают другие. И вот теперь, без какого-либо поощрения, люди громко и с гордостью раскрывают самые интимные и неестественные стороны своей жизни. В этой новой реальности стыд рассматривается как ядовитая и разрушительная эмоция, маскирующая непережитые детские травмы и ненависть к самому себе.
С одной стороны, это хорошо, что некоторые привычки, например, в области питания, одежды и других сфер жизни, стали обыденностью. Однако, в мире, где нам постоянно говорят, что нам не стоит стыдиться ничего, появляется навязанная откровенность, которая происходит наперекор чьей-то воле. Когда это стало так несовременно иметь секреты?
Отсутствие стыда и стремление привлечь внимание это две стороны одной медали. Поскольку слава стала для многих итоговой целью, мы превратили стыд в отрицательное понятие, обвиняя людей, испытывающих его, в боязни быть “настоящими“. В нашем времени внимание является ценностью, а потребность в публичном одобрении и стыд обычно идут вразрез друг с другом.
Но несмотря на это, отсутствие стыда стало символом безрассудства, способом показать, что вы верны своим желаниям и безразличны к тому, что о вас или ваших действиях думают другие. Однако есть одно “но”: чувство стыда может оказаться полезным. Оно может свидетельствовать о самоуважении и достоинстве, а не о ненависти к себе. Стыд помогает нам вспомнить, что, несмотря на множество вдохновляющих песен, мы не единственные герои этого мира. Мы одни из восьми миллиардов, и нам следует жить так, чтобы уважать других.
“Следует внимательно различать полезные и вредные формы стыда”, считает доцент кафедры организационного поведения и деловой этики Университета Карнеги-Меллон Тая Коэн. “Во многих работах, преподносящих стыд в негативном свете, это чувство переплетается с социальным отвержением, но в некоторых культурах эти понятия не настолько тесно связаны. Проблема стыда заключается в том, что он может служить мотиватором: люди стремятся избежать его. Однако, если человек испытывает стыд, это может стать проблемой, если он считает, что неспособен ничего изменить. Стыд это отрицательное отношение к себе в целом, тогда как чувство вины сосредоточено на конкретном поведении”.
В вечном стремлении привлечь внимание к себе, нас побуждают делиться всем, независимо от того, насколько это скучно или неразумно. Благодаря интернету, некоторые специализированные термины из области психологии стали популярны среди масс. Конечно, замечательно, что психологическое благополучие стало приоритетом общества, однако теперь легко применить ярлык “токсичного человека” или оправдать антиобщественное поведение под предлогом “заботы о себе”.
Несмотря на всеобщую раскрепощенность, чувство одиночества, вражды и разобщенности только усиливаются. Здоровое чувство стыда, являющееся мощной моральной силой, способной укрепить социальную и общественную ткань благодаря вере в общее благо и желанию не наносить вред другим, может стать нашим союзником. Оно напоминает нам о нашей человечности. Поэтому, вместо того чтобы упорно избегать стыда, возможно, пришло время научиться принимать ошибки и сопутствующий им дискомфорт.
Мы прилагаем все усилия, чтобы каждый день радовать вас интересными статьями. Ваши подписка, лайки, комментарии и репосты - это невероятно ценные для нас знаки поддержки. Благодаря вам наш журнал становится популярнее, и мы можем достигать большей аудитории. Спасибо за ваше доверие и веру в нашу работу!
Наш сайт: МЯТА.online