Участница форума Muse не только прекрасно разобралась в методике В.Франкла, но и очень точно выбрала «направление главного удара» - через эмоциональную сферу, с использованием юмора – воздействовать на диафрагмальный (тонический) спазм.
В книге психотерапевта Владимира Леви «Приручение страха» есть интересный эпизод,где он проводит занятия с заикающимся парнем:
« … Пощекочи страху пятки
Пройдись раз‑другой по узкому бревнышку на такой высоте, чтобы упасть было не смертельно, но уже боязно. Постой над обрывом в такой близости к пропасти, чтобы было уже страшновато («…есть упоение в бою и мрачной бездны на краю…»).
Попробуй расслабиться и помедитировать – получишь после этого чистую радость и ощутимую прибавку отваги. Возлюби врага своего? Почему труден парадоксальный метод?
– А теперь считаю до трех. После счета три прочти «Однажды в студеную зимнюю пору…» громко и четко, стараясь заикаться как можно сильнее! Заикайся изо всех сил! – приказываю сурово двадцатидвухлетнему парню, заике отменнейшему.
– Раз… два… три! Заикайся и говори!
– Д‑да я же и т‑так з‑заикаюсь… (Отвечает с уже заметно ослабленным
заиканием…)
– Мало заикаешься! Плохо, слабо. Надо сильней! Выразительней! Заикаться
надо артистически! Вдохновенно!! Ввввввввввввввввот тттттттттттттттттак!
– У меня так не получится…
– А тттттты пппппппппппппппппппппппппп…
– Попробовать?.. Постараться, да?
– Раз‑два‑три! Заикайся и говори!!!
Читает «Однажды в студеную…» сперва совершенно свободно, но под конец, забыв, что надо заикаться, опять начинает заикаться…»
В. Леви применил к заикающемуся метод «парадоксальной интенции» и вначале даже был получен хороший результат. Но, потом снова вернулось заикание и «забывчивость» здесь, конечно же, ни при чём ( Новая интересная речевая методика на какое-то время заставила "забыть" о заикании. Диафрагма заработала нормально, даже артикуляционные спазмы приутихли. Но эффект продлился недолго).
Это один из примеров, когда заикание рассматривают как какое-то – «единое, цельное заболевание».
На мой взгляд, заикание – это совокупность диафрагмальных и артикуляционных спазмов, каждый из которых требует своей методики.
В ЮТУБе можно найти немало роликов, где молодые парни и девушки собираются в людном месте (возле входа в метро) и один из них, обращаясь к прохожим, начинает заикаясь что-то говорить, рассказывать, читать стихи… Потом то же самое начинает делать другой.
Или – парень заходит в вагон электрички и, заикаясь, что-то рассказывает пассажирам.
Это примеры успешной борьбы со «страхом речи».
То, что эти молодые люди набрались мужества и, не заморачивая себя трусливыми мыслишками: « Ах, что обо мне подумают эти люди?» - приходят и говорят то, что он считают нужным – свидетельство того, что они преодолели свой страх речи. Мы видим спазмы в их артикуляционном аппарате, и их речь ещё можно назвать заиканием, но это уже нельзя назвать «логоневрозом».
То, что нет «страха речи» - свидетельство того, что у них уже нет невроза. А это уже говорит о том, что их диафрагма работает нормально. И – диафрагмальный спазм отсутствует (или – почти отсутствует).
Но, артикуляционный спазм держится очень упорно. На этот спазм смелый поступок молодых людей не оказывает никакого влияния.
Думаю, можно сделать вывод – избавляться от спазмов артикуляционного аппарата при помощи методов, улучшающих работу диафрагмы – всё равно что – при помощи средства от насморка – пытаться лечить радикулит.
На каждый сбой в работе какой-либо части организма – надо искать свой метод восстановления).