После войны новый пик популярности гранд-туреров пришёлся на конец 1950-х годов, когда на рынке GT доминировали в основном итальянские и британские автопроизводители. Посмотрим, как развивался один из них - Aston Martin, начиная с эпохи Дэвида Брауна, выкупившего фирму в 1947г. и заканчивая последним классическим Aston Martin V8, выпускавшегося под эгидой Ford.
Aston Martin DB1 (1948-1950)
Первый послевоенный автомобиль назывался Aston Martin 2-litre Sports, но вскоре был переименован в DB1. Именно с него началась знаменитая серия DB, обозначенная инициалами Брауна. Трубчатую раму, металлический каркас кузова и независимую переднюю подвеску на пружинах DB1 унаследовал у прототипа Aston Martin Atom 1939 г. Автомобиль оснащен 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем объёмом 1971 см3.мощностью 90 л.с. и синхронизированной 4ст механической коробкой собственного производства. Внешне DB1 не имел ничего общего с довоенными моделями Aston Martin: дизайн машины был в виде двухместного открытого кузова с длинными обтекаемыми крыльями. К традиционной решётке радиатора были добавлены две боковые секции и эта форма задаст стиль на все последующие Астоны.
DB1, как принято в те годы, конечно же прошёл испытание в гонках и сходу победил в своём классе в 24-х часах Спа. До 1950 г. по индивидуальным заказам было собрано всего 15 машин.
Aston Martin DB2 Sports Saloon/ DB2 Vantage/ Drophead Coupe (1950-1953)
Первой успешной серийной версией Aston Martin стал DB2, который имел рядный 6-цилиндровый 2,6-литровый двигатель Lagonda, улучшенную пространственную раму , усиленный алюминиевый кузов и сходный внешний вид, причём капот и передние крылья были объединены в один блок и открывались вперёд. Крыша типа фастбэк не оставляла места для багажника, но за сиденьями имелось немного пространства для поклажи. Под задней крышкой располагалось запасное колесо.
Приставка Vantage впервые появилась на модели DB2 в 1950 г. для обозначения её прокаченной версии, как и на последующих автомобилях. Двигатель DB2 Vantage имел повышенную степень сжатия и развивал 125 л.с. За три года компания выпустила 411 единиц Aston Martin DB2, из них 301 с кузовом купе, 102 кабриолета и 8 шасси с кузовом от швейцарского ателье Graber.
Aston Martin DB2/4 Mk I Sports Saloon/Drophead Coupe (1953-1955)
DB2/4 был показан на Лондонском автосалоне в 1953 году. Цифра "4" означала, что он стал четырёхместным, в то время как гоночная двухместная модель называлась DB3. Таким образом, Aston Martin DB2/4 превратился в дорожный автомобиль класса GT, а это сделало его самым популярным среди всех Aston Martin, выпущенных ранее. Выпускалось два варианта кузова: Sports Saloon (четырёхместное купе) и Drophead Coupe (кабриолет). Aston Martin DB2/4 Sports Saloon по сути являлся предшественником современных хэтчбэков, так как вместо крышки багажника он имел третью дверь, а в остальном машина практически не изменилась, за исключением расположенных выше фар и цельного лобового стекла.
Поскольку автомобиль стал тяжелее, в 1954 г. появилась версия с более мощным мотором объёмом 2922 см3, который развивал 140 л.с. Всего до 1955 года было произведено 566 машин первой серии (Mk I).
Aston Martin DB2/4 Mk II Sports Saloon/Drophead Coupe (1955-1957)
В 1955 году Aston Martin обновили свой DB2/4 до версии DB2/4 Mark II, которая выпускалась с 1955 по 1957 г. (было построено 199 единиц). В это время Дэвид Браун купил кузовное предприятие Tickford из Ньюпорт-Пагнелла (ранее кузова для Aston Martin DB2/4 Saloon строила фирма Mulliner). Автомобили с кузовом Sports Saloon, произведенные на заводе Tickford, отличались менее высокой решёткой радиатора, которая в неизменном виде перешла на следующие модели Aston Martin, и немного выступающими сзади крыльями с фарами на концах, всё по американской моде тех лет. Aston Martin DB2/4 MkII был доступен только с 2.9-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 140 или 165 л.с. Кроме кабриолета и купе с третьей дверью, появилась и обычная версия купе с отдельным багажником.
Aston Martin DB2/4 Mk III Sports Saloon/ Drophead Coupe (1957-1959)
Aston Martin DB2/4 MkIII был последним и лучшим из серии DB2/4. Эту модификацию можно узнать по вертикальным задним фонарям и изменённой приборной панели. За два года был продан 551 автомобиль, из них 462 с кузовом Saloon, 84 - Drophead Coupe и 5 - Fixed Head Coupe. Двигатель DB MkIII был доступен в четырёх версиях: базовой DBA с двумя карбюраторами SU (178 л.с.), улучшенной DBB с повышенной степенью сжатия, тремя карбюраторами Weber и двойной выхлопной системой (195 л.с.), а также в гоночной DBC (214 л.с.) и её дефорсированном дорожном варианте DBD (180 л.с.). 4-ступенчатая механическая коробка передач оснащалась овердрайвом, а на пяти автомобилях стояла автоматическая трансмиссия Borg Warner. Впервые на Aston Martin устанавливались передние дисковые тормоза в стандартной комплектации.
Aston Martin DB4/Convertible /Vantage/GT (1958-1963)
Aston Martin DB4 дебютировал в 1958 г. выпускался с 1958 по 1963 гг. на новом заводе в Ньюпорт-Пагнелл. Именно этот автомобиль получил характерную внешность, прослеживающуюся в нескольких последующих поколениях. Конструкция силового агрегата была такой же, как у его предшественника - 2.9-литрового мотора Lagonda, но увеличенный до 3670 см3 блок цилиндров изготавливался полностью из алюминия. Передняя подвеска автомобиля была независимой и состояла из поперечных рычагов, винтовых пружин и телескопических амортизаторов. На всех колёсах устанавливались дисковые тормоза Girling. Кузов автомобиля был разработан итальянской фирмой Carrozzeria Touring (про неё можно прочитать здесь:) по собственной технологии Superleggera и производился в Милане. Алюминиевые панели устанавливались на пространственный каркас из стальных труб, прикреплённый к раме из штампованной стали. Такая конструкция была очень жесткой и лёгкой.
Ровно через год была представлена гоночная версия - DB4 GT на укороченной базе мощностью 302 л.с., 19 из них с кузовом Zagato. В 1962 году Aston Martin возродил название Vantage, которое не использовалось с 1951 года. Это была особая модель в линейке Aston Martin, ставшая промежуточной между стандартным DB4 и гоночным DB4 GT. Она имела длинную колёсную базу и четырёхместный салон, двигатель развивал до 300 л.с. В общей сложности было построено 1311 автомобилей, из них 1040 стандартных купе, 70 кабриолетов и 75 единиц модификации GT и 136 Vantage.
Продолжение следует: