Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения

214 прочитали

В системе охлаждения двигателя может появиться воздух, мешающий жидкости свободно циркулировать. Эффективность охлаждения из-за этого резко падает и мотор может перегреться. Откуда в системе берётся воздух и как выгнать из неё воздушную пробку? Рассказываем.

В системе охлаждения двигателя может появиться воздух, мешающий жидкости свободно циркулировать. Эффективность охлаждения из-за этого резко падает и мотор может перегреться.

Устройство

Прежде чем разбираться, как развоздушить систему охлаждения, нужно понять принцип её работы. В большинстве автомобилей с ДВС жидкостная система состоит из:

  • расширительного бачка;
  • радиатора;
  • температурного датчика или датчиков;
  • вентилятора;
  • термостата;
  • помпы;
  • соединительных шлангов и трубок;
  • рубашки охлаждения в блоке цилиндров и головке блока.

Упрощённо работу системы охлаждения можно представить так: антифриз проходит через каналы в рубашках охлаждения двигателя и, нагреваясь, забирает часть тепла. Затем он поступает в радиаторы (основной и отопителя, если тот включён), которые рассеивают это тепло. Уже охлаждённая жидкость вновь попадает в каналы двигателя, и цикл начинается заново.

За движение антифриза по системе отвечает помпа, то есть насос. Если в системе появляется воздух, то циркуляция жидкости нарушается, что может привести к перегреву двигателя.

В системе охлаждения двигателя может появиться воздух, мешающий жидкости свободно циркулировать. Эффективность охлаждения из-за этого резко падает и мотор может перегреться.-2

Признаки завоздушивания

Признаки воздушной пробки обычно легко заметить. Перечислим некоторые из них:

  1. Густой белый дым из выхлопной системы — идёт из-за того, что антифриз попадает в камеру сгорания двигателя через пробитую прокладку ГБЦ. Через неё же в обратном порядке газы могут попасть в систему охлаждения.
  2. Слишком быстрый прогрев двигателя — воздушная пробка ухудшит его охлаждение, поэтому мотор быстро нагреется до высокой температуры.
  3. Недостаток охлаждающей жидкости в системе. Если расширительный бачок пуст, это почти гарантия наличия воздуха в системе.
  4. Появление следов подтекания охлаждающей жидкости под автомобилем — первый признак негерметичности патрубков, через которые может засасываться воздух.
  5. Холодный или слегка тёплый воздух вместо горячего из отопителя.

Бывают случаи, что двигатель, наоборот, прогревается медленно. Это может происходить из-за образования воздушной пробки в термостате.

Причины завоздушивания

Воздух в системе охлаждения двигателя может появиться по разным причинам. Вот самые популярные:

  • негерметичность патрубков;
  • неисправность клапана расширительного бачка;
  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • неправильная замена охлаждающей жидкости;
  • засорение системы охлаждения;
  • пробой в прокладке головки блока цилиндров;
  • неисправность термостата;
  • износ водяного насоса.
В системе охлаждения двигателя может появиться воздух, мешающий жидкости свободно циркулировать. Эффективность охлаждения из-за этого резко падает и мотор может перегреться.-3

Чтобы найти причину возникновения пробки, нужно сделать следующее.

  1. Осмотреть и разобрать пробки радиатора и расширительного бачка. При наличии дефектов (треснувшей прокладки или пружины) заменить деталь на новую.
  2. Визуально оценить состояние основного радиатора и радиатора печки, а также всех патрубков, соединяющих систему охлаждения. Патрубки не должны иметь внешних дефектов — трещин и расслоений. При сильном износе шланга нужно его заменить и плотно затянуть хомутами.
  3. Визуально осмотреть помпу. Со временем водяной насос и его уплотнители изнашиваются, и на месте сильного износа образуются подтёки антифриза. Чтобы проверить работу помпы, зажмите патрубок, идущий к радиатору, с запущенным двигателем (осторожно, он может быть горячим). При исправной работе помпы не будет лишних шумов, а патрубок должен пульсировать.
  4. Проверить все патрубки, ведущие к радиатору. Если один горячий, а другой холодный, то, скорее всего, дело в термостате, в котором образовалась воздушная пробка.

Также при прогреве двигателя в расширительном бачке могут образоваться пузырьки воздуха, что тоже говорит о его наличии в системе.

Способы удаления воздушных пробок

Как выгнать пробку из системы охлаждения без визита в сервис? Есть как минимум 3 способа.

Универсальный

Этот метод не всегда позволяет полностью стравить воздух из системы охлаждения, но до сих пор пользуется популярностью у автомобилистов. Чтобы прогнать воздушную пробку из системы охлаждения, нужно прокачать ОЖ с помощью нажатия на один из патрубков, который ведёт к радиатору. Вот шаги, которые надо выполнить:

  1. Заехать на эстакаду или поднять переднюю часть автомобиля домкратом на 40–50 см.
  2. Поставить автомобиль на стояночный тормоз (ручник).
  3. Открутить пробку расширительного бачка.
  4. Запустить мотор.
  5. Включить печку в салоне на полную мощность.
  6. Медленно залить ОЖ до отметки «Max».
  7. Увеличить количество оборотов до 3000 в минуту и прогреть двигатель до температуры 90°C.
  8. Сжимать и разжимать патрубок, который отводит тепло с радиатора, создавая в ОС давление для развоздушивания системы.

Продолжать нужно процесс до тех пор, пока воздух не будет полностью вытравлен из системы: все патрубки, соединяющие СО, должны быть тёплыми, а из печки должен дуть горячий воздух. Дальше можно опустить машину с домкрата и долить ОЖ.

В системе охлаждения двигателя может появиться воздух, мешающий жидкости свободно циркулировать. Эффективность охлаждения из-за этого резко падает и мотор может перегреться.-4

Продувка

Есть ещё один совет, как прокачать систему охлаждения. Этот способ подразумевает создание давления в расширительном бачке. Чтобы продуть систему, нужно выполнить следующие действия:

  1. Долить ОЖ до отметки «Max».
  2. Прогреть мотор до 60°C.
  3. Снять самый верхний патрубок системы охлаждения и поместить его в широкую ёмкость. В инжекторных двигателях этот патрубок обычно соединён с нагревательным элементом дросселя.
  4. Открутить крышку бачка, закрыть горловину чистой тканью и дунуть в него. Как только из патрубка в ёмкость польётся ОЖ без пузырьков воздуха, то процедуру можно заканчивать.
  5. В обратном порядке надеть патрубок на штуцер и закрепить его хомутом.

Чтобы избавиться от пробки, в автосервисах часто используют компрессоры или обычные насосы для подкачки шин. Также важно не забывать доливать ОЖ при прокачке системы.

Полная замена ОЖ

Ещё один вариант, как убрать воздух из системы охлаждения двигателя. Причём, чтобы она вновь не завоздушилась, заливать антифриз нужно правильно. Обо всех нюансах замены антифриза мы писали в статье о том, как промыть систему охлаждения.