Когда человек умирает и не хочет покидать свой дом, он становится призраком.
Когда человек сопротивляется старению тела, омолаживаясь изо всех сил, он становится призраком при жизни.
Потому что бардо, переход из одного состояния в другое, имеет место быть в течение жизни тоже.
И всегда это - ломка. Подростковая - из детства в юность, потом из молодости в зрелость, потом из зрелости в старость, и, наконец, из старости в смерть. Затем наступает бардо перехода в следующую жизнь.
За одну эту жизнь мы проживаем несколько жизней и не знаем об этом.
Мне иногда кажется очень странным, что молодые тела и старые живут в одной плоскости и видят друг друга. Мы же не можем видеть существ бардо и очень многих существ, обитающих рядом с нами - всяких духов, эльфов и т.д.
Понятно, конечно, что для развития сознаний полезно наблюдать процессы трансформации тел.
Будде Шакьямуни хватило одного такого наблюдения за старением тела, чтобы задуматься о причинах и даровать Дхарму, как способ изменить такое положение дел.
Каждый этап увлекателен по своему и всегда что-то новое впереди. Человека зовут в путешествие в повозке его изменяющегося тела, а он цепляется за свой прошлый облик и упускает возможность прожить новое приключение сполна.
Почему-то в буддизме наряду с шестью бардо - жизни, сновидения, медитативной концентрации, процесса умирания, Дхармадхату и посмертного бардо становления - не указываются бардо внутри самой жизни.
Застревать в прошлом всегда ошибка. Если бы солнце не хотело заходить, то и луна бы не взошла.
Думаю, в будущем, когда станет возможным молодому человеку попробовать пожить (временно) в его же теле, но старом, люди будут платить немалые деньги за такое приключение.
К сожалению, мы считаем своё тело собой, жизнь в нём - единственной, поэтому страшно переживаем за его износ, страшимся смерти, хотя на самом деле наше изношенное тело просто заменится на новое.
Это были размышления на фоне наблюдений за стареющими людьми.
Вчера я ехала в электричке с тремя женщинами, которые очень грамотно проживают завершающий период жизни.
Одной было 73, второй - 83, третьей - 87. Последняя была самой крепкой и бодрой, бывшая блокадница и директор школы. Выглядела лет на 20 моложе без всяких ухищрений. Не хотела садиться, стояла.
Вторая ехала на работу ( ездит каждый день!), тонкая, высокая, изысканная старуха Ахматовского типа в платье в горошек.
Третью - очень приятную - я хотела спросить, какими духовными практиками она занимается, потому что женщина не отреагировала негативно на ситуацию, которая у обычного человека вызвала бы явные отрицательные эмоции. Оказалась христианкой. Было очень приятно увидеть подлинного христианского практика, наблюдать, как практика работает.