Найти в Дзене

Сепарация через обесценивание: как она проходит, на чём основывается

Оглавление

Сепарация — это процесс естественного разделения человека и его родителей (как эмоционального, так и физического). Сепарирование проходят все люди, пик проявляется в 18–19 лет, но начинается сепарация намного раньше, с раннего пубертатного периода. Отделение от матери и отца проходит в несколько стадий, однако многие люди не завершают их или проходят не до конца. Отсюда неудовлетворённость жизнью, зависимость от мнения родителей. Изменить положение можно в любом возрасте с помощью психологической помощи.

О составляющих процесса

Сепарация затрагивает более одной плоскости. Есть 4 составляющие, которые касаются отделения ребёнка от родителей.

1. Ценностная сепарация включает мировоззрение, которое выработано собственным опытом человека. Представления человека о мире могут совпадать или не совпадать родительскими. Повзрослевший ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо. Вырабатывает мнение о мире, своём месте в нём.

2. Эмоционально-волевое разграничение приходит вместе с ценностным. Юноша или девушка не зависят от мнения родителей, действуют в своих интересах, как считают нужным, и независимы в выборе, малом или большом (от одежды до выбора партнёра).

3. Конфликтная, когда человек может отстоять свои интересы без чувства вины перед родителем, отцом или матерью. Более половины взрослых не способны на такое, что говорит о неполном сепарировании и недостаточной эмоциональной зрелости, некоторой степени инфантильности.

4. Функциональная, которая касается физической независимости (бытовой, финансовой).

Не все взрослые, совершеннолетние люди обладают всеми четырьмя составляющими, полное разделение с родителями наблюдается у 60%. Остальные в той или иной мере зависимы от мнения, ценностей, интересов матери, отца (ведущего родителя, который оказывал наибольшее влияние на формирование личности).

Две модели разделения

Отделение от родителей возможно по двум моделям. Первая — сепарирование через агрессию. Вторая — сепарирование через обесценивание.

Агрессия как способ разграничения своего «Я» и личности матери, отца преобладает у лиц с психопатологией, эпилептоидов, детей из неполной семьи. У него есть и другие причины:

  • жестокое отношение, насилие над ребёнком в детские годы (обиды сохраняются надолго, выплёскиваются в форме негатива, направленного на психологическое уничтожение родителя как образа для подражания);
  • физическое насилие, как составная часть прошлого пункта;
  • недостаточная забота о ребёнке, он стремится отплатить родителям той же монетой, забывая их (это форма сепарирования и одновременно мести);
  • особенности склада здоровой личности;
  • токсичность в отношениях между ребёнком и его отцом, матерью;
  • социальная неустроенность может быть следствием организации личности, также следствием неумения отстаивать свои интересы перед отцом или матерью.

Сепарация через агрессию несёт деструктивные результаты, сопровождается конфликтами. У самого взрослеющего ребёнка вызывает депрессию, чувство вины, собственной неполноценности. Такая форма отделения практикуется и взрослыми, когда они стремятся изжить остатки былого позитивного отношения, зависимости. Некоторых бросает из стороны в сторону, когда они то любят, то ненавидят родителей. То стараются сепарироваться, то вновь идут к ним в объятия. Это вариант патологии, который требует помощи психотерапевта или психолога.

Сепарирование через обесценивание встречается у здоровых людей, несколько реже по сравнению с вариантом через агрессию.

-2

Как происходит разделение через обесценивание

В случае здорового, нормального развития личности, обесценивание — это процесс постепенного изменения приоритетов, мировоззрения. Человеку становится менее важно мнение родителей и более важно своё. В контексте вопроса о разделении это не плохо. Термин обесценивание не имеет негативного значения, речь о постепенном процессе взросления. Такой процесс естественный.

Человек перестаёт считать мнение родителей высшей истиной, смотрит на отца, мать как на состоявшихся, но других, отличных от себя людей. Может уважать и любить их (или нет, всё зависит от выстроенных отношений), при этом всё ещё может прислушиваться к советам, но воспринимает их не как руководство к действию, а как стороннюю позицию.

Такой вариант явления считается предпочтительным.

Можно ли считать отделение через обесценивание плохим явлением

Нет, это процесс естественного взросления, через который в норме проходит и должен пройти каждый. Вопрос лишь в способности преодолеть его, выстроить правильные жизненные установки, ориентиры. Многие взрослые сами саботируют разделение с ребёнком, считая его своим продолжением.

Почти у половины людей процесс отделения, сепарации так и не завершается, несмотря на то что это уже взрослые люди, многие даже уже пенсионеры. Пройти процесс сепарации полностью можно самостоятельно, если в семье, в которой растёт ребёнок, психологически здоровый климат. Если же ситуация сложная, рекомендуется помощь психолога, психотерапевта, самостоятельно отделиться от родителей не получится.

-3