Найти тему

12 барьеров во внутренних коммуникациях

Оглавление

Барьеры в межличностном общении оказывают влияние на все сферы жизни человека: на личную, и профессиональную. Это стало особенно очевидно в период пандемии и жестокого социального дистанцирования. А если бы нам на помощь не пришли технологии, благодаря которым люди продолжают поддерживать коммуникацию, изоляция привела бы к серьезным психологическим проблемам.

Коммуникационные барьеры – все то, что мешает одному человеку передать важное сообщение в нужное время, а другому - получить этот месседж. Глобально можно выделить три типа коммуникационных барьеров, которые сильно затрудняют эффективность общения.

  • Физические коммуникационные барьеры подразумевают социальное дистанцирование, удаленную работу или труд «в полях», закрытые двери офиса и т.д.
  • Эмоциональные коммуникационные барьеры человек ощущает в результате таких эмоций, как недоверие и страх.
  • Языковые коммуникативные барьеры проявлятся из-за особенностей и различий модели вербального и невербального общения.

На более глубоком, локальном уровне барьеров в общении насчитывается гораздо больше. Адаптация рабочих мест под разные поколения сотрудников, дистанционный и гибридный режим работы, рассредоточенность персонала не только по разным регионам страны, но и по всему миру, внедрение новых коммуникационных технологий и различные ожидания сотрудников - это лишь несколько наиболее актуальных примеров «коммуникационных стен», возникших за последние несколько лет. Давайте разберем еще 12 типичных барьеров.

1. Несовпадение стилей общения

По данным мировых исследователей, только 18% сотрудников оцениваются по их коммуникативным навыкам в процессе ежегодного Performance Review. А ведь люди по-разному общаются. И тут все имеет значение: и врожденная коммуникативность, темперамент, и то, насколько навыки общения, данные от природы, развиты. К примеру, один человек в коммуникации может быть максимально детален и конкретен, другой – склонен к обобщениям. Естественно, чтобы коллеги умели слушать и слышать друг друга, задавать понятные вопросы и получать внятные ответы, нужно корректировать коммуникационные модели.

2. Социальная дистанция и физические барьеры

Некоторые бизнесы зависят от цифровых средств коммуникации из-за социальной дистанции и удаленного режима работы. Эти же физические преграды хорошо прослеживаются в организациях, где трудятся «синие воротнички», не имеющие как такого рабочего места и, соответственно, не имеющего доступа к корпоративным технологическим средствам коммуникации.

3. Отстраненность

Эффективная коммуникация - это сообщающийся сосуд, взаимодействие между всеми сторонами, участвующими в общении. Когда в общении отсутствуют связи и реакции, это разрушает саму цель эффективной коммуникации. Поэтому так важно продвигать в компании культуру открытых и прозрачных коммуникаций, вовлекать каждого члена команды, выводить из изоляции.

4. Бюрократичная или сложная оргструктура

Негибкая организационная структура может стать ключевой преградой эффективной коммуникации. Если в компании сложносочиненная иерархичность, то информация может разниться в зависимости от того, из какого источника поступает, а то и вовсе потеряться или искажаться по мере прохождения через каждый уровень иерархии. Это приводит к снижению вовлеченности персонала и производительности труда.

5. Некачественная «упаковка» смыслов

Слишком мало информации - это плохо, так как у людей не будет понимания, куда движется компания. Но чересчур много корпоративных сообщений могут нанести еще больший вред. Крайне вредно обрушивать на сотрудников большой объем не систематизированной информации, которую они должны сами «обработать».

6. Недостаток доверия

Если команда не особенно верит тому, что транслируют руководители, коммуникация также будет страдать. Именно поэтому во многих бизнесах активно развиваются такие практики, как «культура открытых дверей», «завтрак с генеральным директором» и т.д.

7. Ясность, последовательность и частота

Корпоративная информация должна поступать команде четко, системно и регулярно. Согласно исследованию Gallup, вовлеченность сотрудников возрастает, когда менеджеры по внутренним коммуникациям обеспечивают последовательную и четкую коммуникацию. Еще один социологический опрос подтверждает, что 4 из 5 опрошенных сотрудников хотят чаще слышать о том, как идут дела в организации, и более 90% опрошенных сотрудников говорят, что они предпочли бы знать о плохих новостях.

8. Слабый навык слушания

Часто умение слушать гораздо важнее, чем говорить. Поэтому надо поощрять интерес персонала к бизнес-процессам, мотивировать их высказываться, строить гипотезы и предлагать улучшения.

Те, кто развивает культуру открытого общения на рабочем месте, в конечном итоге получают вовлеченную команду внутри здорового, продуктивного микроклимата.

9. Неправильные каналы связи

Сложная коммуникационная экосистема затрудняет своевременное информирование сотрудников. Опросы показывают, при неправильно организованной подаче корпоративных смыслов персонал тратит около 20% на поиск внутренней информации.

10. Демографические и культурные различия

Способ взаимодействия людей друг с другом может варьироваться в зависимости от демографических и культурных различий. Если коммуникаторы не осознают этих различий, возникнут коммуникационные барьеры.

Следовательно, важно найти общую основу для эффективной коммуникации и адаптироваться к рабочей культуре организации для эффективного общения.

11. Неправильная коммуникационная технология

Коммуникационные технологии могут создать или разрушить коммуникационную стратегию любой организации. В море доступных технологий работодатели должны уметь находить и внедрять решения, которые наилучшим образом соответствуют потребностям и целям их организации.

К счастью, современные решения для внутренних коммуникаций созданы для устранения самых больших коммуникационных барьеров.

12. Отсутствие персонализации

Когда получатели получают информацию, которая не имеет отношения к характеру их работы, или сообщения, которые их не интересуют, они с большей вероятностью проигнорируют и будущие сообщения, поступающие к ним. Поэтому локализация контента для специалистов по внутрикому – задача приоритетная.

Какие из коммуникационных преград присутствуют внутри вашей организации? Определили? Отлично, в следующей статье поговорим о том, как устранить существующие барьеры.