Найти в Дзене
ONCOLOGY.ru | ОНКОЛОГИЯ.ру

Что творят плавающие в крови раковые клетки

Нельзя считать удачными итоги поиска идеального маркёра, позволяющего подобрать оптимальную терапию. Вся используемая в клинике совокупность прогностических маркёров неплохо предсказывает неудачи лечения, за успешность терапии отвечает только Судьба.

Предполагается, что циркулирующие раковые клетки в большинстве своём и сами погибают, и убиваются химиотерапией, потому наличие опухолевых клеток в сосудах хоть и прогностический фактор, но несравнимый с весомостью рецепторного статуса и поражения лимфоколлектора, HER2 и дифференцировкой.

Греческие исследователи из нескольких крупных университетских больниц решили внести прозрачность в объективизацию последствий, вызываемых циркулирующими в сосудистом русле клетками карциномы молочной железы, и конкретными цифрами определить их влияние на исходы злокачественного заболевания.

В проспективное когортное исследование включили 1 132 женщины с карциномой молочной железы I-III стадии. Изначально и после адъювантной химиотерапии ПЦР в реальном времени в периферической крови оценивали экспрессию мРНК цитокератина-19 – маркёра присутствия в сосудах клеток рака.

Всех пациенток разделили на две когорты: с исходно циркулирующими в кровеносном русле раковыми клетками (СТС+) и без опухолевых клеток в русле (СТС-). Циркулирующих клеток не обнаружили почти у 50% больных, до лечения и после (+/+) мРНК CK19 нашли почти у 20%, у такого же числа клетки определялись только до ХТ (+/-), но у 10% мРНК CK19 появилась только после АХТ (-/+).

У пациенток с исходным СТС+ чаще отмечалось поражение лимфатических узлов и опухоль больших размеров, была выше экспрессия Ki-67. В подгруппах с раковыми клетками и без не было какой-либо корреляции с рецепторным статусом.

Подавляющее большинство в 96,5% получило адъювантную химиотерапию: две трети – комбинацией антрациклина с таксаном, каждая пятая – антрациклином и 9% – доцетакселом.

Результаты оценивали после медианы наблюдения в 134,1 месяц, то есть через 11 лет с небольшим. За время наблюдения погибло 23,3% пациенток, причём в группе СТС+ умерли 31,7% против 17,8% из CTC-.

Рецидив случился у каждой третьей, в 65% случаев это были отдалённые метастазы. В группе СТС+ рецидив возник у 38,5% и у 25,2% при СТС-. Наличие циркулирующих клеток в 1,8 раз увеличило вероятность развития именно раннего рецидива – до 5 лет наблюдения, но не позднего. Вероятность рецидива в течении 10 лет составила 75,7% в группе СТС+ против 63,7% при СТС-.

Исходная циркуляция раковых клеток существенно снизила общую выживаемость – в 1,7 раз, 10-летняя общая выживаемость при СТС+ составила 68,6% при варианте +/+ против 86,7% при СТС-.

Выводы таковы: наличие раковых клеток в кровеносном русле предсказывает высокую вероятность рецидива в первые 5 лет. Во-вторых, что-то надо делать с адъювантной химиотерапией у пациенток с опухолевыми клетками после лечения.

Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2022/04/27/

Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!