Найти в Дзене
История живописи

И снова дачная тематика в дореволюционной живописи

Как вы уже догадались из названия статьи (если регулярно следите за статьями на канале), данная публикация продолжает серию подборок картин на тему дачной жизни в работах дореволюционных художников:

В этот раз, пожалуй, обойдусь без долгих вступлений, поэтому давайте прямо сразу "окунёмся" в живопись. Начнем не с пейзажа как обычно, а с жанровой или интерьерной живописи (как кому больше нравится) Николая Михайловича Быковского:

"На даче. Девочка за чисткой ягод", Н.М. Быковский, 1880. Третьяковская галерея, Москва.
"На даче. Девочка за чисткой ягод", Н.М. Быковский, 1880. Третьяковская галерея, Москва.

Малоизвестный ныне художник был, однако, академиком исторической живописи, а также занимался росписью церквей. На картине художник изобразил свою дочь, Лиду, в сарафане с русскими узорами. Девочка всецело поглощена своей работой - переборкой ягод. Подобные хлопоты, думаю, знакомы многим дачникам, да и, скорее всего, не только им.

Далее у нас будет картина "маляра", как называл его отец, замечательного художника-пейзажиста, с работами которого я часто знакомил вас - Станислава Юлиановича Жуковского. Как вы помните из моих заметок (надеюсь), художник кроме пейзажей любил изображать различные интерьеры загородных домов. Перед нами нечто среднее между этими двумя направлениями в живописи:

"Дача. Терраса", С.Ю. Жуковский, сер. 1890-х. Третьяковская галерея, Москва.
"Дача. Терраса", С.Ю. Жуковский, сер. 1890-х. Третьяковская галерея, Москва.

Крытая веранда вся окруженная буйной растительностью - так представлен дачный сюжет на данной картине художника. Надо сказать, что тема эта была художнику близка и картин с загородными домами и видами в его творчестве немало, что неудивительно, ведь практически каждую весну он начинал тяготиться городской жизнью. По воспоминаниям Ю. Савицкого в таких случаях жена художника говорила "«Ну Стась заболел, надо уезжать в деревню!» и начинала готовиться к отъезду".

Следующим автором из сегодняшней подборки картин будет Александр Александрович Киселев. Данную работу основатель Екатеринодарской (прежнее название Краснодара) картинной галереи Федор Коваленко купил в итальянском художественном магазине Альфонса Тренти (находившемся в Санкт-Петербурге), что подтверждает слова художника о том, что он продолжает писать картины "потому что их покупают".

"Дача в Крыму", А.А. Киселев, 1906. Краснодарский краевой художественный музей.
"Дача в Крыму", А.А. Киселев, 1906. Краснодарский краевой художественный музей.

В одной из своих заметок я уже упоминал тот факт, что у художника была дача, только не в Крыму, а неподалеку от Туапсе. Однако же Киселев много путешествовал по стране, в том числе и по полуострову. Идиллическая картина выступает, правда, я бы сказал "обезличенной", то есть, если бы не название, то понять то, что это Крым было бы проблематично, на мой взгляд.

Далее у нас будет еще один художник, сомневавшийся в своем таланте - Андрей Николаевич Шильдер. Эта "дачная" работа написана уже зрелым мастером, а ведь начинал он как ученик Ивана Шишкина, за которого ходатайствовали (о выделении пособия) как непосредственно его учитель, так и небезызвестный передвижник Иван Крамской.

"Дача в Финляндии", А.Н. Шильдер, начало XX в. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
"Дача в Финляндии", А.Н. Шильдер, начало XX в. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Можно предположить, что перед нами изображены супруга и дочь художника. Другой художник и автор "Воспоминаний о передвижниках", Яков Минченков рассказывает забавный случай, когда Шильдер, вернувшись из-за границы показывал своему другу Ефиму Волкову свои приобретения там и в том числе... осла. На недоумение коллеги Шильдер ответил просто: "Дочь кататься на осле захотела."

В этот раз закончим яркой (как это у него обычно и бывает) работой Сергея Арсеньевича Виноградова. Перед нами не его любимая "Усадьба", а некая "красная дача", информации о которой я не нашел, честно говоря. Но, как я вам уже однажды рассказывал, художник в 1915-1917 годах регулярно бывал в Алупке и на крымской даче Константина Коровина в Гурзуфе.

"Красная дача", С.А. Виноградов, 1917. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
"Красная дача", С.А. Виноградов, 1917. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Искусствоведы отмечают, что художник был "певцом усадебно-дачной жизни" и добавляют:

"Красная дача" из алтайского собрания - красивый красный дом с мезонином и широкой террасой, утопающей в уюте старого залитого солнцем сада, великолепно вписывается в эту жанрово-пейзажную серию, на холстах которой никогда не заканчивается лето...

На этой замечательной мысли о "вечном лете" я и завершу свой рассказ. Спасибо, что были со мной сегодня, оставляйте комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь, если есть на то ваше желание.