Найти тему
История живописи

Истории о том как "простой мужик" Ефим Волков помогал "свистуну" и отплясывал на балу

Мне всегда было интересно почитать о художниках не просто сухие факты из их жизни или путешествий и прочего (хотя и из этого бывает получается создать интересную историю), а именно о том, какие они были в жизни. Подобную историю я вам как-то уже поведал, там речь шла о курьезной истории, произошедшей с друзьями-художниками:

Поэтому сегодня, я попытаюсь рассказать вам именно о том, какой был в жизни Ефим Ефимович Волков. Основой для статьи послужила замечательная книга Якова Минченкова "Воспоминания о передвижниках".

"Портрет художника Е.Е. Волкова", А.В. Маковский, 1914. Третьяковская галерея, Москва.
"Портрет художника Е.Е. Волкова", А.В. Маковский, 1914. Третьяковская галерея, Москва.

Родился художник в столице Российской империи в 1844 году. Сам художник говорил о своем происхождении следующее:

Родители бедные, семья, помогать надо, поступил из средней школы в департамент окладных сборов. Ну, да как тебе сказать — и сам плохо работал, а тут еще помогать другому пришлось, который совсем ничего не делал, а только свистал.

И вот тут самое забавное о том, кто "только свистал" - ведь это оказался наш самый, пожалуй, известный русский композитор:

..Чайковский! Со мною сидел, лентяй, не записывает входящие, а знай — насвистывает! Ну, при сокращении штатов нас первыми с ним и выгнали. Свистун поступил в консерваторию, а я бродил вокруг Академии художеств, близко от дома, и поступил туда.
"Болото осенью", Е.Е. Волков, 1871. Третьяковская галерея, Москва.
"Болото осенью", Е.Е. Волков, 1871. Третьяковская галерея, Москва.

В итоге Чайковский консерваторию закончит, а вот Волков бросит Академию художеств (в 1870 году) и уйдет заниматься живописью, по его словам "прямо с природы". Время покажет, что его выбор был правильным - всего лишь через два года его картину "Болото осенью" отправляют на Всемирную выставку в Лондоне, где она получит бронзовую медаль.

Далее будут многочисленные выставки Общества поощрения художеств, а затем будет и Товарищество передвижных выставок. Вступил он туда как настоящий "народник" или, по меткому определению Минченкова, как "просто мужик в искусстве". Именно так Волкова назвал Лев Толстой, охарактеризовав его следующим образом: "он - как мужик: и голос у него корявый, и одет неказисто, а орет истинно здоровую песню, и с любовью".

"Взморье. Рыбацкие лодки", Е.Е, Волков, 1874. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Взморье. Рыбацкие лодки", Е.Е, Волков, 1874. Русский музей, Санкт-Петербург.

Кстати, раз уж речь зашла о голосе, то уместно вспомнить окончание истории "взаимодействия" художника и композитора:

Через двадцать лет, по рассказам Брюллова [речь идет о Павле Брюллове, племяннике Карла - прим. автора], Волков в его доме встретился с Чайковским. Тот сразу узнал Ефима Ефимовича:
— Это вы, Волков?
— А это ты, Чайковский?
Чайковский повис на тонкой шее пейзажиста Волкова, а тот автору «Онегина» прямо в ухо нескладным голосом запел: «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»
"Пейзаж с рекой", Е.Е. Волков, 1893. Дагестанский музей изобразительных искусств.
"Пейзаж с рекой", Е.Е. Волков, 1893. Дагестанский музей изобразительных искусств.

И напоследок последняя зарисовка на тему того каким человеком был замечательный художник Ефим Волков. Минченков вспоминает, как на одном из собраний передвижников во время простых, народных танцев под бурлацкую песню Волков "успел в передней вывернуть шубу мехом наружу, подпоясался, заложил усы, сморщил лицо до неузнаваемости, щелкнул костлявыми пальцами и закрутился на тощих высоких ногах".

"Сумерки", Е.Е. Волков, 1896. Дальневосточный художественный музей.
"Сумерки", Е.Е. Волков, 1896. Дальневосточный художественный музей.

Но одно дело в своей среде единомышленников так отплясывать, и совсем другое - на академическом балу. Однако Волков был такой человек, которого такие нюансы абсолютно не смущали:

В числе приглашенных артистов там танцевала балерина Петипа. И только что кончила она классический танец, как на эстраде появилась необычайная фигура Волкова. Гомерический хохот. Находчивая артистка начала какой-то необычайный танец, а пианист — к нему импровизацию.
Волков распростер руки и, как на ходулях, высоко поднимая колени, начал выделывать необыкновенные па с потешными гримасами сатира.
Под гром рукоплесканий Петипа целует Волкова. «Это безумно, это по-русски, это дико, это гениально!»
"Гулянье в Летнем саду", Е.Е. Волков, 1890-е. Новгородский музей-заповедник.
"Гулянье в Летнем саду", Е.Е. Волков, 1890-е. Новгородский музей-заповедник.

Вот таким интересным и необычным человеком был "мужик в искусстве" Ефим Волков. Надеюсь, вам было интересно прочитать эти истории из жизни художника, показывающие нам его с другой стороны. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.

"Лесное озеро", Е.Е. Волков, 1910. Севастопольский художественный музей.
"Лесное озеро", Е.Е. Волков, 1910. Севастопольский художественный музей.