Найти в Дзене
История живописи

Русский импрессионист и реалист, позабытый эмигрант, ученик Поленова и друг Коровина

Родился будущий художник Сергей Арсеньевич Виноградов в посаде Большие Соли (ныне - поселок Некрасовское Ярославской области) в семье священника, закончил сначала приходскую школу, а затем Костромскую гимназию, в которой он и увлекся рисованием.

Автопортрет, С.А. Виноградов, 1922. Третьяковская галерея, Москва.
Автопортрет, С.А. Виноградов, 1922. Третьяковская галерея, Москва.

Далее он отправился обучаться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 11-летнем возрасте. Любопытно, что сначала он поселится у профессора-земляка (родом из того же села) Евграфа Сорокина, который будет преподавать у Виноградова, также как другие известнейшие учителя - Поленов, Маковский (младший из братьев, Владимир) и Прянишников.

Закончив Училище в 1889 году он отправится было в столицу, в Академию художеств, но внезапная серьезная болезнь - тиф, прервет его обучение. Виноградов вернется в Москву, а затем отравится в Харьков, где ему предложили должность преподавателя рисунка в ремесленном училище. Там он пробудет долгие восемь лет, в течение которых будет постоянно писать картины и совершенствовать свои навыки.

"Деревня", С.А. Виноградов. Саратовский художественный музей.
"Деревня", С.А. Виноградов. Саратовский художественный музей.

В 1898 году он снова вернется в Москву на должность преподавателя Строгановского художественно-промышленного училища, а через год он станет полноправным членом Товарищества передвижников. Современники отмечали, что по характеру и темпераменту Виноградов был близок к своему товарищу по училищу Константину Коровину.

"У К.А. Коровина", С.А. Виноградов, 1907. Нижегородский художественный музей.
"У К.А. Коровина", С.А. Виноградов, 1907. Нижегородский художественный музей.

И судя по его картинам, это действительно так - в картинах Виноградова зачастую тоже можно увидеть то обилие воздуха, света и вообще то радостное настроение, которое свойственно полотнам Коровина-младшего (в отличие от его старшего брата). Неудивительно, что они были дружны и часто вместе ездили на природу и рыбачили на реке Нерль.

"Летом", С.А. Виноградов, 1908. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Летом", С.А. Виноградов, 1908. Русский музей, Санкт-Петербург.
"В усадьбе", С.А. Виноградов, 1910. Музей искусств Республики Казахстан, Алма-Ата.
"В усадьбе", С.А. Виноградов, 1910. Музей искусств Республики Казахстан, Алма-Ата.
"Усадьба", С.А. Виноградов, 1910-е. Третьяковская галерея, Москва. Все три картины написаны в имении Мамонтовых Головинка (Орловская область),где художник часто бывал.
"Усадьба", С.А. Виноградов, 1910-е. Третьяковская галерея, Москва. Все три картины написаны в имении Мамонтовых Головинка (Орловская область),где художник часто бывал.

В 1912 году Виноградову присуждают звание академика, и в целом 1910-е можно оценить как самый успешный и плодотворный период в жизни художника. К этому добавилось еще и личное счастье, когда он женился на своей бывшей ученице, которая была младше его на 16 лет.

Поначалу принявший революцию с воодушевлением, Виноградов будет одним из художников-оформителей московского Кремля к Первой годовщине Октября в 1918 году. Его назначают хранителем коллекции дворца миллионера-сахарозаводчика Павла Харитоненко, того самого мецената, который сильно помог художнику в начале его карьеры.

"Московская улочка", С.А. Виноградов. Таганрогский художественный музей.
"Московская улочка", С.А. Виноградов. Таганрогский художественный музей.

Виноградов не признал конструктивизма, который становился главенствующим в тот период в строящейся новой стране и стал одним из организаторов выставки русского искусства в США и Канаде. Лично сопровождал американскую выставку, а по возвращении из нее, осел в итоге в Риге (столице независимой Латвии), а вскоре к нему из СССР приехала его жена. Там они и останутся до конца его дней в 1938 году.

"Утро (И.К. Войцеховская)", С.А. Виноградов, 1925. Национальный художественный музей Латвии, Рига. На картине изображена супруга художника.
"Утро (И.К. Войцеховская)", С.А. Виноградов, 1925. Национальный художественный музей Латвии, Рига. На картине изображена супруга художника.

В этой прибалтийской республике он вернется в основном к пейзажной живописи и будет преподавать в собственной школе. Он очень много работал на пленэре, как истый импрессионист (кстати говоря, Виноградов поспособствовал покупке Морозовым известного портрета Жанны Самари кисти Ренуара) и переживал, что мало успевает в силу возраста:

Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть запечатлеть все, что волнует.

Глядя на картины художника, трудно не согласиться с тем, что напишут об их авторе в местной прессе:

Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить.
"Барышня в сарафане", С.А. Виноградов, 1930. Плёсский музей-заповедник.
"Барышня в сарафане", С.А. Виноградов, 1930. Плёсский музей-заповедник.
"Купчиха за самоваром", С.А. Виноградов, 1936. Третьяковская галерея, Москва.
"Купчиха за самоваром", С.А. Виноградов, 1936. Третьяковская галерея, Москва.

Несмотря на то, что художник эмигрировал, он до конца оставался верен русской культуре и искусству, об этом красноречиво говорят как его картины, так и его собственные слова:

О, как ужасно быть без Родины, и особенно потерять ее - эту сказочную, эту чудесную, богатейшую, прекрасную.
"Жаркий день", С.А. Виноградов, середина 1930-х. Национальный художественный музей Латвии, Рига
"Жаркий день", С.А. Виноградов, середина 1930-х. Национальный художественный музей Латвии, Рига
"Летний пейзаж. Зофино", С.А. Виноградов, 1936. Таганрогский художественный музей.
"Летний пейзаж. Зофино", С.А. Виноградов, 1936. Таганрогский художественный музей.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.