Родился будущий художник Сергей Арсеньевич Виноградов в посаде Большие Соли (ныне - поселок Некрасовское Ярославской области) в семье священника, закончил сначала приходскую школу, а затем Костромскую гимназию, в которой он и увлекся рисованием.
Далее он отправился обучаться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 11-летнем возрасте. Любопытно, что сначала он поселится у профессора-земляка (родом из того же села) Евграфа Сорокина, который будет преподавать у Виноградова, также как другие известнейшие учителя - Поленов, Маковский (младший из братьев, Владимир) и Прянишников.
Закончив Училище в 1889 году он отправится было в столицу, в Академию художеств, но внезапная серьезная болезнь - тиф, прервет его обучение. Виноградов вернется в Москву, а затем отравится в Харьков, где ему предложили должность преподавателя рисунка в ремесленном училище. Там он пробудет долгие восемь лет, в течение которых будет постоянно писать картины и совершенствовать свои навыки.
В 1898 году он снова вернется в Москву на должность преподавателя Строгановского художественно-промышленного училища, а через год он станет полноправным членом Товарищества передвижников. Современники отмечали, что по характеру и темпераменту Виноградов был близок к своему товарищу по училищу Константину Коровину.
И судя по его картинам, это действительно так - в картинах Виноградова зачастую тоже можно увидеть то обилие воздуха, света и вообще то радостное настроение, которое свойственно полотнам Коровина-младшего (в отличие от его старшего брата). Неудивительно, что они были дружны и часто вместе ездили на природу и рыбачили на реке Нерль.
В 1912 году Виноградову присуждают звание академика, и в целом 1910-е можно оценить как самый успешный и плодотворный период в жизни художника. К этому добавилось еще и личное счастье, когда он женился на своей бывшей ученице, которая была младше его на 16 лет.
Поначалу принявший революцию с воодушевлением, Виноградов будет одним из художников-оформителей московского Кремля к Первой годовщине Октября в 1918 году. Его назначают хранителем коллекции дворца миллионера-сахарозаводчика Павла Харитоненко, того самого мецената, который сильно помог художнику в начале его карьеры.
Виноградов не признал конструктивизма, который становился главенствующим в тот период в строящейся новой стране и стал одним из организаторов выставки русского искусства в США и Канаде. Лично сопровождал американскую выставку, а по возвращении из нее, осел в итоге в Риге (столице независимой Латвии), а вскоре к нему из СССР приехала его жена. Там они и останутся до конца его дней в 1938 году.
В этой прибалтийской республике он вернется в основном к пейзажной живописи и будет преподавать в собственной школе. Он очень много работал на пленэре, как истый импрессионист (кстати говоря, Виноградов поспособствовал покупке Морозовым известного портрета Жанны Самари кисти Ренуара) и переживал, что мало успевает в силу возраста:
Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть запечатлеть все, что волнует.
Глядя на картины художника, трудно не согласиться с тем, что напишут об их авторе в местной прессе:
Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить.
Несмотря на то, что художник эмигрировал, он до конца оставался верен русской культуре и искусству, об этом красноречиво говорят как его картины, так и его собственные слова:
О, как ужасно быть без Родины, и особенно потерять ее - эту сказочную, эту чудесную, богатейшую, прекрасную.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.