А изначально он, как потомок военных (сын офицера и внук участника Отечественной войны 1812 года), вообще должен был пойти по военной стезе. Речь сегодня пойдет об Александре Александровиче Киселёве.
Шестилетнее обучение в кадетском корпусе Киселев так и не закончил и в 1858 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Но и его закончить Александру не довелось: дело в том, что в 1861 году начались студенческие волнения, и под конец года университет и вовсе временно закрывают (откроют его только после пересмотра устава, почти два года спустя). Однако с осени того же года Киселев уже посещает вольноприходящим учеником Академию художеств.
Это учебное заведение ему наконец-таки удалось закончить в 1864 году. Но на следующий год его судьба совершит очередной кульбит - он поедет в Харьков, где женится и получит должность секретаря Земельного банка. Сам Киселев потом писал об этом так: "я дезертировал почти на 10 лет из области искусства в среду банковских операций". Отмечу, что военная терминология явно не ушла целиком из лексикона художника.
В своем письме редактору журнала "Живописное обозрение", Киселев подробно описал событие, которое вынуло его "из этого чуждого мне мира и снова приурочила к тому, что было с юных лет моим призванием". Речь идет о первой выставке передвижников (которая в 1872 году добралась и до Харькова), на которую Киселева позвал художник Мясоедов, с которым он даже не был знаком лично:
Оставалось одно из двух: или последним усилием воли окончательно задушить в себе страсть к активному искусству, или бросить службу, а с ней и материальный достаток, и снова искать счастья там, где я в лучшие годы искал его долго и напрасно.
Вы знаете, что я выбрал последнее. При большой семье {жена и три ребенка - прим. автора статьи}, конечно, это был отчаянный шаг, и я вокруг себя не находил сочувствия такому решению. Банк, в котором я служил, был учреждением новым, обещавшим громадные барыши [...] Как секретарь, при хороших отношениях к правлению и при усердной работе, я мог смело рассчитывать, что в близком будущем у меня будет порядочное обеспечение.
Через несколько лет он высылает на выставку передвижников свою картину, где ее принимают на ура, а в 1876 году его самого принимают в Товарищество. А на следующий год он переезжает в Москву и отдает себя полностью искусству. Причем он не только будет писать картины, но и преподавать рисунок в женской гимназии, а затем будет давать частные уроки живописи.
Много лет спустя, уже будучи академиком Академии художеств он будет руководить там пейзажной мастерской, впоследствии о его методах преподавания будет вспоминать его сын:
Необходимо, чтобы ученик сам увидел и понял свои ошибки и самостоятельно нашел бы пути исправления их, без подсказки со стороны профессора. Помню его беседы с учениками и критические замечания общего характера: «нет воздуха», «прибавьте тепла», «пестро», «ищите правды в этюдах с натуры, вдохновивших на эту работу», и тому подобное.
Известный мастер Илья Репин, с которым Киселев был дружен, так напишет о работах художника:
Он с одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности… и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы.
Сам же Киселев был достаточно самокритичен и в одном из писем, на склоне лет писал:
Спасибо и за слова утешения по поводу моих рассуждений о силе таланта иных художников и о ничтожестве моего [...] Действительность от этого, увы, не изменяется. Серов не задается никакими мотивами, но его картины радуют глаз новыми тонами и красками, потому что он художник. Природа живет не только внутренней, но и внешней стороной и схватить эту жизнь во внешности может только художник. Левитан, кроме привлекательной внешности в колорите, охватывает и глубокие поэтические мотивы, потому как художник он выше и глубже Серова. Я же только констатирую, а иногда и изображаю интересные сюжеты.
При этом картины он продолжал писать, объясняя это просто - "признаюсь тебе откровенно: потому, что их покупают. Что делать! Семья и старость!". До конца своих дней (в начале 1911 года) он работал над картинами, преподавал и оставался деятельным участником Товарищества передвижников, которое когда-то вернуло его на путь искусства.
Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать.