Найти тему
История живописи

Художник, ставший банкиром, а потом снова вернувшийся к живописи

А изначально он, как потомок военных (сын офицера и внук участника Отечественной войны 1812 года), вообще должен был пойти по военной стезе. Речь сегодня пойдет об Александре Александровиче Киселёве.

Портрет художника А.А. Киселева, И.Н. Крамской, 1883. Третьяковская галерея, Москва.
Портрет художника А.А. Киселева, И.Н. Крамской, 1883. Третьяковская галерея, Москва.

Шестилетнее обучение в кадетском корпусе Киселев так и не закончил и в 1858 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Но и его закончить Александру не довелось: дело в том, что в 1861 году начались студенческие волнения, и под конец года университет и вовсе временно закрывают (откроют его только после пересмотра устава, почти два года спустя). Однако с осени того же года Киселев уже посещает вольноприходящим учеником Академию художеств.

Это учебное заведение ему наконец-таки удалось закончить в 1864 году. Но на следующий год его судьба совершит очередной кульбит - он поедет в Харьков, где женится и получит должность секретаря Земельного банка. Сам Киселев потом писал об этом так: "я дезертировал почти на 10 лет из области искусства в среду банковских операций". Отмечу, что военная терминология явно не ушла целиком из лексикона художника.

"Горный пейзаж (Кавказские вершины)", А.А. Киселев. Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск.
"Горный пейзаж (Кавказские вершины)", А.А. Киселев. Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск.
"Зимний пейзаж", А.А. Киселев, 1878. Плёсский музей-заповедник.
"Зимний пейзаж", А.А. Киселев, 1878. Плёсский музей-заповедник.

В своем письме редактору журнала "Живописное обозрение", Киселев подробно описал событие, которое вынуло его "из этого чуждого мне мира и снова приурочила к тому, что было с юных лет моим призванием". Речь идет о первой выставке передвижников (которая в 1872 году добралась и до Харькова), на которую Киселева позвал художник Мясоедов, с которым он даже не был знаком лично:

Оставалось одно из двух: или последним усилием воли окончательно задушить в себе страсть к активному искусству, или бросить службу, а с ней и материальный достаток, и снова искать счастья там, где я в лучшие годы искал его долго и напрасно.
Вы знаете, что я выбрал последнее. При большой семье {жена и три ребенка - прим. автора статьи}, конечно, это был отчаянный шаг, и я вокруг себя не находил сочувствия такому решению. Банк, в котором я служил, был учреждением новым, обещавшим громадные барыши [...] Как секретарь, при хороших отношениях к правлению и при усердной работе, я мог смело рассчитывать, что в близком будущем у меня будет порядочное обеспечение.
"Вид окрестностей Харькова", А.А. Киселев, 1875. Донецкий художественный музей. Эту картину автор и выслал в Товарищество передвижников, с нее началось его возвращение.
"Вид окрестностей Харькова", А.А. Киселев, 1875. Донецкий художественный музей. Эту картину автор и выслал в Товарищество передвижников, с нее началось его возвращение.

Через несколько лет он высылает на выставку передвижников свою картину, где ее принимают на ура, а в 1876 году его самого принимают в Товарищество. А на следующий год он переезжает в Москву и отдает себя полностью искусству. Причем он не только будет писать картины, но и преподавать рисунок в женской гимназии, а затем будет давать частные уроки живописи.

"Возвращение стада. Вечер", А.А. Киселев, 1882. Псковский музей-заповедник.
"Возвращение стада. Вечер", А.А. Киселев, 1882. Псковский музей-заповедник.

Много лет спустя, уже будучи академиком Академии художеств он будет руководить там пейзажной мастерской, впоследствии о его методах преподавания будет вспоминать его сын:

Необходимо, чтобы ученик сам увидел и понял свои ошибки и самостоятельно нашел бы пути исправления их, без подсказки со стороны профессора. Помню его беседы с учениками и критические замечания общего характера: «нет воздуха», «прибавьте тепла», «пестро», «ищите правды в этюдах с натуры, вдохновивших на эту работу», и тому подобное.
"Пейзаж с рекой", А.А. Киселев, 1890. Частное собрание.
"Пейзаж с рекой", А.А. Киселев, 1890. Частное собрание.
"Забытая мельница", А.А. Киселев, 1891. Третьяковская галерея, Москва.
"Забытая мельница", А.А. Киселев, 1891. Третьяковская галерея, Москва.

Известный мастер Илья Репин, с которым Киселев был дружен, так напишет о работах художника:

Он с одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности… и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы.
"Сенокос", А.А. Киселев, 1894. Сочинский художественный музей.
"Сенокос", А.А. Киселев, 1894. Сочинский художественный музей.
"Каменоломня на берегу Черного моря", А.А. Киселев, 1901. Бурятский республиканский художественный музей, Улан-Удэ.
"Каменоломня на берегу Черного моря", А.А. Киселев, 1901. Бурятский республиканский художественный музей, Улан-Удэ.

Сам же Киселев был достаточно самокритичен и в одном из писем, на склоне лет писал:

Спасибо и за слова утешения по поводу моих рассуждений о силе таланта иных художников и о ничтожестве моего [...] Действительность от этого, увы, не изменяется. Серов не задается никакими мотивами, но его картины радуют глаз новыми тонами и красками, потому что он художник. Природа живет не только внутренней, но и внешней стороной и схватить эту жизнь во внешности может только художник. Левитан, кроме привлекательной внешности в колорите, охватывает и глубокие поэтические мотивы, потому как художник он выше и глубже Серова. Я же только констатирую, а иногда и изображаю интересные сюжеты.
"Деревенский пруд", А.А. Киселев, 1902. Частное собрание.
"Деревенский пруд", А.А. Киселев, 1902. Частное собрание.
"На большой реке", А.А. Киселев, 1904. Омский областной музей изобразительных искусств.
"На большой реке", А.А. Киселев, 1904. Омский областной музей изобразительных искусств.
"На берегу реки", А.А. Киселев, 1904. Воронежский областной художественный музей.
"На берегу реки", А.А. Киселев, 1904. Воронежский областной художественный музей.

При этом картины он продолжал писать, объясняя это просто - "признаюсь тебе откровенно: потому, что их покупают. Что делать! Семья и старость!". До конца своих дней (в начале 1911 года) он работал над картинами, преподавал и оставался деятельным участником Товарищества передвижников, которое когда-то вернуло его на путь искусства.

Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать.