Статьи
59 прочтений · 12 часов назад
"Умирает весна, умирает, водворяется жаркое лето" в русской живописи
Давненько я не брался за перо написание статей здесь, на Дзене, ибо все, что вы читали в последние несколько месяцев - это статьи, написанные ранее, из, так сказать, моих стратегических резервов. Но так как они подходят к концу, а статьи хотя бы иногда хочется все-таки публиковать, то пусть будет сегодня очередная, уже третья подборка летних картин. По традиции даю ссылку на прошлогодние публикации: Начнем в этот раз с нескольких работ Владимира Донатовича Орловского (1842-1914), рожденного в Киеве и поэтому частенько писавшего пейзажи именно южной части Российской империи...
86 прочтений · 3 дня назад
Давненько на канале не появлялись работы Юлия Клевера, не так ли? В любом случае представляю вам данную, не вполне типичную для него картину, которую можно было бы добавить в соответствующую подборку, выходившую на канале более года тому назад. Хотя кривое дерево здесь в наличии, так что насчет типичности это все относительно, конечно. Кроме этого мы видим влажную от недавно прошедшего дождя дорогу, проходящую через небольшую деревеньку, буквально в несколько домов... Безлюдность пространства, затянутое небо и общий фон картины снова наводит меня на сюжеты сказок братьев Гримм, как я вам уже писал когда-то о своих ассоциациях от картин русско-немецкого художника. Впрочем, возможно у вас возникнет совсем другой ассоциативный ряд при взгляде на это полотно? Если так, то не поленитесь написать об этом в комментариях, будет любопытно прочитать. И еще немного расскажу о своих мыслях, связанных с Юлием Клевером: во-первых всегда поражала его смелость, с которой он покинул Академию художеств и решил пойти своим путем, а во-вторых всегда интересно, а не очередная ли "клеверка" перед нами?.. "Летний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1890. Частное собрание.
110 прочтений · 1 неделю назад
Этой своей удачной "находкой" (хотя она была весьма близка, ведь картина хранится в Эрмитаже) я напомню вам сразу о двух сюжетах - о русском художнике Александре Беггрове и о "сиреневой" тематике, представленной на канале год тому назад. Перед нами любопытное живописное свидетельство того, как выглядел Гатчинский парк и дворец в дореволюционное время, когда он был императорской резиденцией. Любопытное прежде всего потому, что если вы сейчас попадете в эти места или просто откроете на картах панорамы (в яндексе это возможно), то увидите, что роскошные кусты сирени, которые так освежают этот довольно-таки "сухой" пейзаж, остались в прошлом и ими можно любоваться только лишь на живописных полотнах или фотографиях. Сейчас в Нижнем голландском саду на этом месте есть только "пустые" стриженые газоны и больше ничего. Хотя, не совсем так - статуя Молодого Марса находится на том же самом месте пересечения дорожек и, естественно, сам дворец-замок никуда не делся, хоть и пострадал в Великую Отечественную войну. Часовая башня дворца, на флагштоке которой, видимо, "повис" императорский штандарт, практически скрыта высокими дубами, которые не пережили многочисленные российские катаклизмы XX века. Хотя один все-таки выжил, но он почти не виден с этого ракурса - Орловский дуб на Серебряном лугу. Такой небольшой экскурс в историю этого места мы провели с вами сегодня, а ведь начинали всего лишь с кустов сирени. Это как полет мысли, когда обдумывая что-то, можно весьма далеко унестись от первоначальных дум... "Вид дворца в Гатчине со стороны Голландского сада", А.К. Беггров, 1899.
114 прочтений · 2 недели назад
Представленная картина становится все актуальней в средней полосе страны, по крайней мере, я надеюсь, что вы не забрались так далеко на север, что у вас до цветения яблонь еще далеко... Хотя даже если и так, то вы всегда можете в предвкушении этого красочного, но, увы, краткого мига, полюбоваться этой работой русского художника Иосифа Крачковского. Если вдруг вы в первый раз слышите это имя, то рекомендую ознакомиться с моей публикацией, там вы найдете некоторые интересные факты из его биографии. Меня всегда поражало то великое обилие цветов, которое возникает на яблонях по весне и этот аромат, который можно учуять на довольно-таки значительном расстоянии... Хотя, конечно, по силе он вряд ли сравнится с сиренью, но это уже тема отдельной заметки, которую, судя по всему, нужно уже готовить, ибо ее цветение уже тоже на подходе, как я это заметил давеча в Северной столице. Делитесь вашими цветочными наблюдениями в комментариях, когда еще это делать, если не в эту пору, когда все вокруг зацветает и окрашивается почти всеми цветами спектра... "Яблонька в цвету", И.Е. Крачковский, 1900-е. Частное собрание.
107 прочтений · 2 недели назад
Продолжим тему майских картин Станислава Жуковского, поднятую на прошлой неделе в заметке с "чистым пейзажем". Эту формулировку активно использовал советский искусствовед Михаил Горелов, рассказывая нам о творчестве художника в 1910-х годах. Он разделил работы Жуковского на три тематических цикла: чистые пейзажи, усадебные и парковые. Перед нами пример из второго цикла, о котором искусствовед писал: "Жуковский постигал усадебную природу и архитектуру не только непосредственно, но и через приобщение к живописному наследию русских художников первой половины XIX века. И, может быть, не случайно места его творчества в Тверской губернии часто совпадали с местами пребывания А.Г. Венецианова и его учеников. В усадебных пейзажах Жуковского сильнее всего выразилась связь «природного» и «человеческого» начал, и, может быть, поэтому эти произведения передают наиболее проникновенно лирическое настроение. Кажется, что природа и архитектура живут одной жизнью, находясь в вечном процессе обновления и представая перед зрителем каждый раз по-иному прекрасными." Интересная мысль о связи "природного и человеческого", не правда ли, уважаемые читатели? Эту гармонию и сейчас можно отыскать где-то в загородных парках, быть может, в деревнях, но вот в городах уже вряд ли, особенно если речь идет о крупных мегаполисах... Впрочем, даже живя в них, всегда можно "зацепить" частичку этой гармонии приобщаясь к живописи, например, к такой, что перед нами сегодня. "Старая усадьба. Май", С.Ю. Жуковский, 1910. Художественный музей Белоруссии, Минск.
104 прочтения · 3 недели назад
Жанровая сцена от специалиста по изображению животных (анималиста) Сергея Семеновича Ворошилова (1865 - после 1911). Надо будет как-нибудь подробнее написать о художнике, хотя, как это частенько бывает в случаях с малоизвестными живописцами, информации о нем не так-то много, но посмотрим, что удастся найти в дальнейшем. Чаще всего в его творческом наследии можно увидеть сцены охот, но и жанровые (бытовые) полотна тоже встречаются, как раз один из таких примеров перед нами сегодня. Свадебная процессия мчится через село на всех парах, позади где-то сами "молодые", а вдали виднеется церковь, в которой, видимо, и происходило венчание. Деревенские жители по краям дороги с интересом наблюдают за действом, а детвора более активно участвует в процессе, собаке же в следующий миг нужно не умудриться попасть под копыта разгоряченных лошадей. Сценка возвращает нас в бытие давно ушедшее, но от этого не менее интересное, не правда ли, уважаемые читатели?.. "Русская свадьба", С.С. Ворошилов. Частное собрание.
118 прочтений · 3 недели назад
С начала 1910-х годов Станислав Жуковский все более попадает под влияние импрессионизма, а вернее все чаще обращается именно к этой технике изображения. Исследователь творчества художника Михаил Горелов в своем очерке о работах Жуковского в этот период выдает следующую характеристику данному живописному направлению: "Импрессионизм открыл новые, дотоле неведомые возможности ее отображения, решил проблему передачи световоздушной среды, разлагая видимые художником в природе тона на цвета солнечного спектра и синтезируя последние в глазу зрителя. В сферу познания включился не только художественный образ, но и творческий процесс создания произведения." На канале я не так часто писал об импрессионистах, но все же несколько статей имеется (раз, два, три), если вы вдруг их упустили из виду. Замечательная поздневесенняя картина Жуковского, как раз уже "на излете" того периода, которым больше всего вдохновлялся художник, приговаривая: "самое интенсивное наслаждение природой для меня кончается в мае". Природа уже вовсю просыпается, цветение всех растений только начинается и цикл жизни вновь перезапускается - вот что увидел я в этой картине, вы же своими мыслями делитесь со всеми нами в комментариях. "Май", С.Ю. Жуковский, 1910-е. Бердянский художественный музей.
135 прочтений · 4 недели назад
Поздравляю вас с Днем Победы, уважаемые читатели. Год назад на канале выходила статья с коллекцией картин советских художников, посвященных Великой Отечественной войне, там же вы найдете ссылку на более давнюю подборку картин на данный непростой, но важный сюжет. Всегда нужно помнить о той великой войне, такое испытание было ниспослано нам не просто так, надеюсь, что повторения подобного больше никогда не случится. Ведь, как пелось в песне, это праздник "с сединою на висках" и "со слезами на глазах". И еще вспомнилось высказывание Михаила Ломоносова, которое как нельзя кстати стоит привести (и осмыслить) именно в этот праздничный день: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего". Так давайте же его помнить и рассказывать другим, чтобы будущее наше было ясным. И показывать, конечно, у нас ведь все-таки канал, посвященный живописи, поэтому сегодня для вас эта картина, думаю, знакомая многим, в память о первом Параде Победы, прошедшим 24 июня 1945 года в столице страны. "Триумф победившей Родины", М.И. Хмелько, 1949. Третьяковская галерея, Москва.
127 прочтений · 1 месяц назад
"Исполин безмерной пашни" в русской живописи
Осенью мы вместе с вами, уважаемые читатели, рассматривали полотна русских художников, на которых запечатлен процесс уборки урожая более века тому назад: Теперь же, по весне, стоит рассмотреть предшествующее тому зрелище, то есть посев или пашню, изображенную отечественными живописцами как на известных картинах, так и не очень. Начать стоит, конечно же, с работы Алексея Гавриловича Венецианова, стоявшего у истоков как русской живописи вообще, так и данного сюжета в частности. Искусствоведы так описывают...
121 прочтение · 1 месяц назад
Уважаемые читатели, прежде всего, хотелось бы поздравить вас со светлым праздником Пасхи. Год назад на канале выходила тематическая подборка картин на тему главного христианского праздника, поэтому если вы хотите увидеть больше живописи на этот сюжет, то стоит освежить в память ту публикацию, а если вдруг вы пропустили ее - то рекомендую ознакомиться. Сегодня перед нами картина не особо известного художника - Михаила Андреевича Мохова (1819-1903), и создана она еще в период его обучения в Московском художественном классе, на базе которого в 1843 году будет основано знаменитое Московское училище живописи ваяния и зодчества. В дальнейшем высокое мастерство художника будет подтверждено званием академика, которое, правда, получит он нескоро - только спустя 16 лет после создания данной картины. В основном живописец будет работать в портретном жанре, поэтому даже его жанровые работы будут более походить на групповые портреты людей середины XIX века, поздние же работы живописца до нас практически не дошли. Описание сюжета картины я, пожалуй, позаимствую у Третьяковской галереи, где и находится (только лишь с 1966 года) данное полотно: "На Пасху принято навещать крестных родителей, бабушек и дедушек. Именно эту сцену изобразил художник. Пространство комнаты погружено в тень. Таинственным светом лампады выделен только красный угол с иконами. Падающие из окна лучи весеннего солнца освещают накрытый праздничной скатертью стол с традиционными пасхальными угощениями. Спешащая с подносом бабушка с умилением смотрит на сидящего за столом внука, который, не дождавшись родных, вкушает еду. На первом плане картины представлены дедушка и внучка, подающие друг другу крашеные яйца – символ блаженного Воскресения из мертвых и начала новой жизни." "Пасха", М.А. Мохов, 1842.
133 прочтения · 1 месяц назад
Вспомним, как праздновался "Первомай" в Советском Союзе, наверняка многие из моих читателей еще помнят как это было в прошлом (ведь судя по статистике больше половины аудитории канала старше 55 лет). Сейчас в России он называется Праздник весны и труда, и, конечно, уже не отмечается с таким размахом, как это было в СССР. Не буду, пожалуй, рассуждать хорошо это или плохо, тема советского прошлого вообще весьма "скользкая", замечал, что люди в спорах на эту тему "ломают немало копий", и, чаще всего, спорщики в итоге остаются на первоначальных позициях и неважно насколько жаркой была дискуссия. Заканчивая философствовать, хотел бы просто донести свою мысль, с которой вы можете соглашаться или нет - это ваше право. Так вот она заключается в том, что нужно уважать историю своей страны и знать все ее периоды, потому как, убежден, что в каждом из них было что-то и хорошее, и плохое; но самое сложное в этом - посмотреть на историю беспристрастно, потому как "все мы люди, все человеки"... Возвращаясь к живописи: перед нами первомайская демонстрация, широкими колоннами проходящая по Невскому проспекту Ленинграда, правда в тот год и до начала 1944-го проспект назывался иначе, как вы видите в названии полотна. Кстати говоря, если уж речь зашла о переименованных улицах, то стоит упомянуть о нынешней Михайловской улице Петербурга, пересекающей Невский проспект. В 1940-м году она была переименована (из улицы Лассаля) в улицу Бродского как раз в честь художника, работу которого мы с вами рассматриваем сегодня. Довольно-таки давно на канале выходила статья, в которой я описывал метаморфозу, произошедшую с одной из картин Исаака Бродского, если вы не знаете о чем речь, то рекомендую почитать, история любопытная. Напоследок приведу вам интересное искусствоведческое описание полотна: "Движущаяся масса людей, кумачовые полотнища с лозунгами над их головами, пронзительно голубое небо с дальними легкими облаками, высвеченные солнцем дома и само шествие придают картине мажорное праздничное звучание". "Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября", И.И. Бродский, 1934. Третьяковская галерея, Москва.
125 прочтений · 1 месяц назад
Весенний пейзаж от анималиста Алексея Степанова (1858-1923), любившего, как вы помните (если читали мою статью) "всех малых и больших зверушек", как говаривал его коллега Михаил Нестеров. И добавлял: "он любил и родной наш пейзаж, любил крестьянский быт и охотничий люд" - перед нами как раз первые два элемента из перечисленного: милый пейзаж с небольшой деревенькой, раскинувшейся на берегу реки или озера, куда-то плетется (или несется?) коляска, запряженная двумя лошадьми, день прозрачен и хорош, а в воздухе тем временем разлито ощущение весны и приближающегося тепла... Что-то в этом пейзаже есть, согласитесь? Что-то светлое, неуловимое на уровне сознания, но, наверное, считываемое более глубинными слоями нашего "я". Впрочем, это я опять о своих ощущениях, вы же делитесь своими в комментариях к заметке, конечно если вы почувствовали что-то, разглядывая это полотно, которому явно не менее века, хоть дата и не была проставлена автором на холсте. "Деревня на берегу реки", А.С. Степанов. Частное собрание.