Физическая активность оказывает значительное влияние на личное, физическое и психическое здоровье. Результаты эмпирического исследования доказывают, что регулярные тренировки и физическая активность напрямую связаны с удовлетворением жизнью и выражением радости среди людей всех возрастов, а также оказывают прямое влияние на общественное благосостояние. Между тем, отсутствие физической активности является одним из наиболее распространенных видов поведения, связанных с риском для здоровья, и четвертым по величине фактором риска смерти (Всемирная организация здравоохранения, 2017). Она увеличивается с возрастом, однако, если физическая активность увеличивается, это помогает пожилым людям избежать хронических заболеваний и повысить независимость.
Низкая или недостаточная физическая активность может быть связана с различными жизненными привычками человека, его физической грамотностью и знаниями в области здравоохранения, а также социальным статусом. Основными причинами, приводимыми людьми для оправдания отсутствия физической активности, были “нехватка времени” и “отсутствие мотивации”. Отсутствие физической активности может быть связано с поведением специалистов в области физического воспитания и здравоохранения, которые воспринимают людей как клиентов, но игнорируют их человеческую составляющую. Забота о благополучии других должна быть чрезвычайно важна в каждом человеческом сообществе, где мотивационный фактор критически важен для удовлетворения межличностных отношений и личного благополучия.
Социальное взаимодействие является ключом к мотивации людей в различных сферах жизни и может выступать в качестве источника личного удовлетворения для повышения мотивации индивида к физической активности. Люди постоянно общаются, получают друг от друга информацию, которая помогает им понимать и интерпретировать человеческое поведение. Таким образом, именно взаимодействие социальных, экологических и когнитивно-мотивационных процессов имеет значение для вовлечения людей в практику физической активности. Теория самоопределения (SDT), получившая признание в области физического воспитания и спорта, объясняет важность удовлетворения психофизиологических потребностей индивида и является полезным инструментом для объяснения, анализа и обработки предположений, которые определяют физическую активность. Теория самоопределения (SDT) основана на предположении, что люди активны, целеустремленны и постоянно хотят совершенствоваться, но при этом склонны организовывать и нацеливать свою деятельность, стремиться к знаниям, совершенствовать навыки. Выделено три естественные человеческие потребности: автономию, компетентность и привязанность, которые определяют уровень мотивации. Удовлетворение этих потребностей гарантирует продолжение мотивационного развития. Потребность в родстве связана с принадлежностью индивида к определенной социальной группе и возможностью общаться с разными людьми. Потребность в автономии определяется как “степень свободы и выбора индивида”. Личная автономия воспринимается с осознанием того, что индивид может контролировать свое поведение, и относится к опыту волеизъявления и готовности. Потребность в компетентности связана с самореализацией в определенной деятельности и основана на восприятии личной эффективности, степени мастерства и уровня прогресса. Это достигается, когда человек вовлекается в деятельность и приобретает опыт, однако основой такой деятельности является расширение человеческих навыков и компетенций.
Согласно данным систематических обзоров и метаанализов, стратегии, используемые учителями физической культуры и спортивными тренерами, оказывают большее влияние на удовлетворение потребностей в автономии, что способствует независимости и на удовлетворение потребностей в компетентности. Удовлетворение потребностей в установлении связей обычно связано с межличностными отношениями со сверстниками и учителями. Таким образом, учителя физкультуры и спортивные тренеры могут оказывать значительное влияние на мотивацию человека и его вовлеченность в физическую активность. Согласно SDT, различают шесть типов межличностного поведения, которые влияют на удовлетворение или неудовлетворение базовых потребностей:
- Поддерживающее автономию (AS)
- Поддерживающее компетентность (CS),
- Поддерживающее отношения (RS)
- Препятствующее автономии (AT) (также называемое контролирующим),
- Препятствующее компетентности (CT)
- Предотвращение родства (RT).
Поддержка автономии (AS) предполагает способность предоставлять людям, занимающимся спортом, свободу личного выбора, признавая их точку зрения на видение и поощряя добровольное принятие решений. Нарушение автономии (AT) относится к принуждению, запугиванию и предъявлению требований без предоставления рациональности или обоснования, но включает в себя использование языка угроз, предъявление требований, но применение вознаграждений. Поддержка компетентности (CS) основана на признании развития спортсмена и вере в то, что он может преодолевать препятствия, достигать своих целей и добиваться успеха. КС проявляется в предоставлении спортсменам обратной связи о выполнении конкретных заданий. Противодействие компетентности (КТ) включает в себя поведение, препятствующее спортсменам выполнять сложные задачи путем предоставления информации о том, что они некомпетентны, подвергая сомнению их способность совершенствоваться, подчеркивая их неудачи, подчеркивая чувство вины. Поведение КТ может вызвать у спортсменов сомнения и разочарование. Поддерживающие отношения (RS) включают теплое общение со спортсменами, интерес к их деятельности, поддержку и заботу о спортсменах, т.е. относится к проявлению эмоциональной поддержки.
Нарушение родственных связей (RT) основано на поддержании дистанции в отношениях со спортсменами и игнорировании их мнения, проявляется в недоступности тренера, не дающего спортсменам возможности участвовать в совместных мероприятиях, т.е. поведение RT связано с неприятием спортсменов и плохой эмоциональной связью с ними. Удовлетворение личных потребностей важно для долгосрочного вовлечения в практику физической активности. Однако, чтобы понять, как эти потребности могут быть удовлетворены или расстроены, авторы SDT рекомендуют учитывать характеристики окружающей среды, которые поддерживают или препятствуют удовлетворению потребностей. Такой подход важен, поскольку он позволяет глубже взглянуть на процессы межличностного поведения с разных точек зрения.
Эмпирическое исследование показывает, что люди, занимающиеся спортом, которые оценивают спортивных тренеров как поддерживающих, как правило, чаще участвуют в тренировках и более преданы спорту. Между тем, складывается впечатление, что поведение тренера мешает и приводит к накоплению негативного опыта и способствует более частому уходу из спорта. Исследования показывают, что эффективное или успешное физическое воспитание адаптирует тренировочные программы к индивидуальным потребностям, принимая во внимание уровень личной физической подготовки, позволяя лично контролировать производительность и результаты, но при этом оказывая социальную поддержку. Однако следует отметить, что контекст важен для оценки поведения при физической активности. Поэтому, чтобы найти способы решения проблемы вовлеченности взрослых в физическую активность, важно распространить это исследование на социокультурный контекст страны.
В Литве многие исследования физической активности взрослых сосредоточены на понимании взглядов и привычек широкой общественности или отдельных социальных групп, форм и содержания физической активности, влияния социально-экономических факторов на физическую активность людей. Однако исследования взаимодействия между спортсменами и тренерами носят эпизодический характер. Более того, актуальность этого вопроса становится все более важной. Общепризнано и подтверждено многими исследованиями, доказывающими, что тренер оказывает очень значительное влияние на мотивацию и удовлетворенность юных спортсменов спортом. Парадоксально, но существует недостаток исследований, как национальных, так и международных, которые изучали бы влияние спортивных тренеров на физическую активность взрослых. Такие исследования должны включать спортсменов-мастеров, взрослых с заболеваниями или проблемами со здоровьем при тренировках.
Цели участия взрослых в спорте охватывают широкий спектр воздействий:
- Предоставление спортсменам возможностей для социального взаимодействия.
- Предоставьте спортсменам возможность весело провести время и в игровой форме посоревноваться.• Способствовать развитию фитнеса и связанных со здоровьем физических нагрузок.
- Обучать и оценивать специфические спортивные навыки в безопасной среде для долгосрочного занятия спортом.
- Прививать личные и социальные ценности с помощью спорта (гражданственность).
Однако существует также дефицит исследований, изучающих межличностное поведение тренеров и физически активных взрослых в спорте. Такие исследования ценны для понимания спортивного поведения взрослых.
Если понравилась статья, поддержите её лайком, сделайте репост и оставьте комментарий. Работал над текстом долго и для его создания перечитал немало научных статей посвященных данной теме.