Основной отличительной особенностью автомобильного парка Советской Армии в послевоенные годы стало почти полное отсутствие амфибийной автомобильной техники, то есть тех автомобилей, которые могли самостоятельно преодолевать небольшие водные преграды.
Хотя руководство Вооруженных сил прекрасно осознавало то, что театром военных действий в гипотетическом военном конфликте с Западом должна стать территория Европы с её развитой гидрографической сетью – огромным количеством различных рек, каналов и озер. К тому же опыт Великой Отечественной войны не прошёл даром. Прошедшая война наглядно продемонстрировала, что отсутствие должного количества плавающей техники в войсках может создать определенные трудности при наступлении.
Говорить о полном отсутствии амфибийной техники в армии не приходится, но ставка была сделана на плавающую бронетехнику. Появились плавающий танк ПТ-76, БРДМ-1, БТР-60, а затем и БМП-1... Вся эта техника прекрасно могла форсировать водные преграды без длительной предварительной подготовки. А ещё она могла перевозить десант на плаву.
Если говорить о плавающих армейских автомобилях, то здесь "ассортимент" был намного скуднее. В первые послевоенные годы имелся БАВ-485 (большой амфибийный автомобиль), выпускавшийся на шасси ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Данные амфибии, предназначавшиеся для перевозки людей и грузов стояли на вооружении до 1970-х годов, после чего стали заменяться на плавающие гусеничные транспортеры К-61 и ПТС.
В легковом автопарке амфибийных машин тоже было негусто. В послевоенные годы имелся ГАЗ-46, он же МАВ (малый амфибийный автомобиль). И больше ничего не было!
Только спустя некоторое время появился знаменитый ЛуАЗ-967, более известный как ТПК – транспортёр переднего края. Но это настолько специфичная и нишевая машина, что за полноценный армейский автомобиль, который одинаково пригоден для автобанов, бездорожья и форсирования водных преград, его считать не приходится.
Между тем в Вооруженных силах СССР была потребность именно в универсальных амфибийных легковых автомобилях. Безусловно, их требовалось бы не так много, но они бы прекрасно подошли в качестве разведывательных, командирских и связных автомобилей. Кроме того, они могли занять свою нишу и в Погранвойсках КГБ. Но таких машин не было.
Вообще первопроходцами в проектировании плавающих армейских легковых внедорожников следует считать конструкторов Ульяновского автомобильного завода, которые еще в 1956 году получили задание от Министерства обороны СССР на разработку плавающего джипа для армии. Но что-то у конструкторов УАЗа "не срослось", поэтому легендарный УАЗ-469 получился чисто сухопутной машиной, без амфибийных свойств.
Поэтому пальму первенства в области разработки и за воплощение в металле отечественного армейского внедорожника-амфибии следует отдать конструкторам Тольяттинского автозавода. Именно они в начале 1970-х получили от оборонного ведомства страны техзадание на проектирование нового автомобиля командира роты. Манёвренный легковой автомобиль в обязательном порядке должен был обладать амфибийными свойствами. Из соображений секретности разрабатываемый автомобиль позиционировался как транспортное средство для охотников и рыболовов. Военные присвоили ему шифр "Река".
Инженеры из Тольятти не стали изобретать велосипед, а в качестве базы для нового внедорожника-амфибии взяли гражданский автомобиль ВАЗ-2121 "Нива", работы над которым велись параллельно. Армейский автомобиль получил обозначение ВАЗ-2122.
Тем не менее перед конструкторами стояла довольно непростая задача – узлы и агрегаты "Нивы" требовалось разместить в герметичном корпусе, обеспечив их нормальную работу и охлаждение. При этом требовалось научить машину плавать. В силу ограниченного объёма кузова авто почти сразу отказались от гребного винта. В движение на воде машина должна была приводиться за счет вращения колёс.
Первые опытные экземпляры нового внедорожника-амфибии были изготовлены в 1976 году. Двигатель объёмом 1,6 литра и трансмиссия от гражданского ВАЗ-2121 были установленный в герметичный кузов. Кузов являлся несущей конструкцией, имел две двери, откидное ветровое стекло и съёмный тент. Первые прототипы получились заметно крупнее базовой "Нивы". На плаву машина могла развивать скорость до 4 км/ч. Кстати, сами конструкторы присвоили своему изделию негласное прозвище "Крокодил". Связано это с тем, что внешний вид изделия было трудно назвать эстетичным.
Абсолютно не приходится говорить о том, что новый автомобиль для армии получился сразу. Была масса недоделок. Главными проблемами являлись избыточные нагрузки на трансмиссию, а так же перегрев двигателя и агрегатов в закрытых объёмах. Эволюция автомобиля продолжалась в течение целых 10 лет. За это время было выпущено несколько мелких серий ВАЗ-2122, имевших конструктивные отличия. Кстати, все последующие экземпляры были компактнее и легче не только прототипов, но и базовой "Нивы".
Избыточные нагрузки на трансмиссию убрали уменьшением передаточного числа, установкой стандартных колёс от "Нивы", а так же установкой менее мощного двигателя объёмом 1,3 л. В результате несколько упала скорость движения на плаву.
Что касается перегрева мотора и агрегатов, то в данном случае был установлены более крупный радиатор и дополнительный вентилятор. Система вентиляции тоже претерпела изменения – поток холодного воздуха подавался сначала на двигатель, потом на раздаточную коробку и затем выходил через выпускное отверстие в левом борту машины. Охлаждение переднего редуктора сделали таким же как и у классической "Нивы", редуктор просто вынесли за пределы герметичного корпуса.
Армейский внедорожник-амфибия ВАЗ-2122 прошёл весь цикл заводских испытаний и опытную войсковую эксплуатацию. Кстати, эксплуатация в войсках проходила еще в 1984 году. Отзывы были самые положительные. К сожалению, автомобиль так и не был запущен в серийное производство. Как всегда виноваты деньги.
Еще в 1984 году руководство Волжского автозавода попросило у тогдашнего министра обороны Устинова сумму в 6 миллионов рублей для организации производственной линии по выпуску таких машин. Дело в том, что из-за конструктивных особенностей ВАЗ-2122 нельзя было производить на одном конвейере с обычной "Нивой". Устинов ответил, что денег у Министерства обороны нет. Не нашлось денег и у Министерство автомобильной промышленности.
Окончательный крест на судьбе ВАЗ-2122 был поставлен в 1988 году, когда были свёрнуты все работы над машиной. И это несмотря на наличие полного пакета тщательно выверенной технической документации и пройденные испытания.
Вот такой автомобиль, который так и не получила Советская Армия. А ведь даже сейчас он бы очень пригодился и армии России.