В начале 1990-х на наши неподготовленные головы обрушилось этакое цунами "новых" фактов и загадок, всё, что мы знали к тому времени и чему научились, нам бесцеремонно предлагалось отправить на помойку истории, и получить вместо этого "истинные" знания.
И среди прочих таких отбросов человеческой мысли нам взялись внушать, что после жизни есть ещё какая-то жизнь. Нет, здесь речь не идёт о представлениях христианства и других серьёзных религий. Скорее, и они тут тоже отвергаются и затаптываются.
Речь идёт о том, что после остановки сердца жизнь якобы не заканчивается, а переходит на другой уровень. В качестве доказательства приводятся рассказы "очевидцев". Примечательно, что в большинстве таких опусов ( для меня, - во всех, но, может быть, есть и другие свидетели) мы не видим самих "путешественников туда" , а видим людей, с ними, якобы, разговаривавших.
В те беспокойные времена мне было 30+, я считал, что жить буду вечно. И на такие рассказы я смотрел поверхностно, не очень-то они меня и занимали. И, хотя я испытывал сомнения по этому поводу, но помалкивал. Ведь меня тогда сразу спросят :
- А ты там был?... Ну, вот, и помалкивай.
Тот человек, который это сказал, там тоже не был. Но это неважно.
Шли годы, смеркалось.
Сегодня мне на три десятилетия больше, и мне по неволе пришлось стать кардиологом - любителем.
-Алло, "Скорая"? У меня какой-то странный пульс, и очень большая слабость, я лежу на диване и почти не двигаюсь.
-А что за пульс? Опишите.
Мне не дали договорить до конца, оборвали на полуслове.
-Адрес?! ...Приедем!
За не такую уж короткую жизнь мне много раз приходилось вызывать эту уважаемую службу. Не только для себя, для детей тоже, и для жены иногда. Не знаю, почему и для чего, но я каждый раз засекал время, за которое помощь приедет. Заметил, что это зависит от описанных симптомов.
На обострение остеохондроза приезжают минут за 12-15, на закрытый перелом за 6 минут. На этот раз они поставили рекорд: прилетели за три минуты.
И с этого момента я начал потихоньку осваивать новую для меня науку: кардиологию. На практических примерах и теорию в основном через Интернет.
Перво- наперво уяснил для себя очевидно-невероятную вещь. Ведь сердце наше работает циклически. Систола-диастола, а между ними пауза, когда сердце замерло, и стоит, отдыхая. За цикл, таким образом, останавливается дважды, причём одна из пауз довольно солидная. При пульсе 60 ударов в минуту ( норма в положении "сидя") эта пауза длится 0,3 секунды. И это - НОРМА!
С остановившимся на 0,3 секунды сердцем люди работают, как ни в чём не бывало, некоторые при этом объясняются в любви, устанавливают мировые рекорды...
Но от нормы бывают ведь и отклонения. Меня теперь донимают экстрасистолы. При этом моё сердце иногда останавливается на целую секунду. И много раз за сутки при этом. Врачи говорят, что с этим можно жить, ничего страшного.
И правда, ничего страшного. В такие моменты я делаю, что делал. Если я в этот момент шёл куда-то, то так и продолжаю идти. И за эту секунду успеваю сделать два шага. С остановившимся сердцем! Со стороны, я думаю, ничего и не заметно.
На самом деле, как раз страшно, и ещё как! Шутка ли - стоит сердце! Хоть и очень недолго, но о чём только не передумаешь! Но живу вот с этим...
Почему так происходит?
Сердце гонит кровь по сосудам, чтобы та разносила к клеткам кислород и другие нужные им вещества. Но потребность в кислороде у клеток ох, как не постоянная. Особенно это касается клеток мышечных. Особенно у штангистов и боксёров.
Трицепс у боксёра минуту почти не действует и потому ничего и не просит. А потом ему за долю секунды нужна сразу прорва кислорода. Где ж его взять? Сердце и сосуды с лёгкими вместе не способны на такие перепады. Мышца боксёра использует тот кислород, который запасён в самих мышечных клетках. А потом запас восстанавливается по пути сердце-легкие.
Таким образом, получается, что каждая клетка, из которых мы состоим, всегда имеет свой собственный запас кислорода ( и всего остального).
Потому-то и получается, что остановка сердца вовсе не означает остановку всего и сразу. Первые секунды после этого человек вполне нормально живёт и действует.
Известен, например, "Красный барон". Немецкий лётчик времён 1МВ.
Отношение к теме .
По ходу его последнего сражения. Пуля, выпущенная из пулемёта "Гочкисс", пробила насквозь его сердце, оба желудочка. С таким повреждением он выбрал место для посадки, посадил самолёт и заглушил двигатель. И лишь после этого отдал Богу душу.
История знает и ещё подобные примеры.
На мой прямой вопрос Википедия дала определённый ответ.
После остановки сердца человек остаётся в сознании 10-15 секунд, и способен при этом совершать осознанные действия. А потом ещё три минуты энцефалограммы регистрируют какую-то деятельность головного мозга.
Пора уж делать какие-то выводы.
1. Жизнь вовсе не заканчивается с остановкой сердца, это происходит несколько позже.
2. Жизнь после такого несчастья продолжается за счёт запасов в клетках, которые, конечно же, истекают постепенно, не сразу. Клетки головного мозга при этом какое-то время всё ещё работают, но не так, как надо ( иначе человек так и оставался бы в сознании). Немудрено, что в этот недолгий период он может "видеть" какие-то глюки.
3. Такое состояние может повториться и при обратном ходе, во время реанимации.
4. До 1990-х годов никто не рассказывал потусторонних историй, а ведь, люди, побывавшие "там", существовали гораздо раньше, и их накопилось много.
Когда были первые такие случаи?
1. Первая пересадка сердца была сделана Кристианом Бернардом 3.12.1967, так то ж пересадка.
2. А когда вообще человека впервые вернули оттуда?
Запрос к Интернету дал и вовсе неожиданный ответ:
Искусственная вентиляция легких.
Значительный прогресс в области реанимации был достигнут в Европе в эпоху Просвещения. Например, в 1732 году шотландский хирург Уильям А. Тоссак применил искусственное дыхание «изо рта в рот», чтобы реанимировать Джеймса Блэра, шахтера из Аллоа, Шотландия, который, по-видимому, был мертв в течение 30-45 минут. Пациент пришел в себя и через несколько дней вернулся к работе. Этот случай, свидетелем которого стала толпа из почти 400 человек, считается первым документально подтвержденным случаем успешной сердечно-легочной реанимации у взрослого. Тоссак опубликовал отчет об этом случае в 1744 году. Английский врач Джон Фотергил (1712-1780) рассказал об опыте Тоссака в статье, которую он опубликовал в следующем году.
Вот так-то!
И с тех пор в мире накопились тысячи людей, переживших остановку сердца. И вплоть до 1990-х ни один из них подобных небылиц не рассказывал. Не было свободы слова?