В 20 веке Абрахам предложил концепцию иерархии потребностей. Ее идея в том, что потребности человека разделяются по уровням, от простых к более сложным.
Маслоу считал, что человек не может фокусироваться на потребностях высшего уровня, пока не удовлетворит низшие. При этом, высокие потребности не отменяют более низкие.
Абрахам Маслоу выделял 5 уровней потребностей:
- Физиология. На базовом уровне человеку нужна еда и вода, сон и удовлетворение половых желаний
- Безопасность. Это безопасный дом и комфорт, стабильность в жизни и уверенность в завтрашнем дне
- Социализация. Это потребности в любви и принадлежности — человек создает семью, заводит дружеские отношения, становится частью коллектива
- Уважение и признание. Появляется потребность в признании от других людей, в усилении собственной значимости. Например, человек стремится получить высокий статус, одобрение, подтверждение своих заслуг
- Самоактуализация. Это высший уровень иерархии и цель развития человека. Он стремится найти свое предназначение, развить способности и использовать их в социально значимой деятельности.
По мнению Маслоу высшего уровня достигает только 2% людей.
Позже Маслоу создал расширенную версию мотивационной теории — добавил еще два уровня перед Самоактуализацией.
Это познание - новые знания, творчество и открытие.
И эстетика - стремление к прекрасному, гармония.
Со временем уровни потребностей стали обозначать в виде пирамиды. Но сам Маслоу не был причастен к появлению пирамиды.
Эта теория не является четким руководством к действию. Сам Маслоу утверждал, что возможны отклонения от иерархии. Последовательность уровней может изменяться под воздействием внешних факторов или индивидуальных особенностей человека.
Несмотря на свою неидеальность, Пирамида Маслоу стала популярной в психологии.
Если я не ошибаюсь, то она даже внесена в учебники по обществознанию 6-7х классов.
Ее используют в обычной жизни и в построении бизнеса. Пользуясь принципами теории, человек может определить собственные мотивы и желания. А в бизнесе ее используют для создания системы мотивации сотрудников и определения вектора развития компании.